Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Потребительские права

ВРЕМЯ ИДЕТ, ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ

За прошедшие несколько лет пластиковые карточки стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но вот стали ли они, как планировалось, альтернативой наличным денежным средствам? К сожалению, многие держатели пластиковых карт и по сей день отвечают на этот вопрос отрицательно.

Начнем с того, что для того, чтобы пополнить пластиковую карточку, людям приходится отстоять немалую очередь, потратив на это нередко полдня (а в случаях, когда периодически прерывается связь, и того больше). В выходные же дни, это и вовсе невозможно.

Второе неудобство, с которым сталкиваются держатели пластиковых карточек, - невозможность снять наличные деньги даже в банках-эмитентах этих карт. А ведь полностью обойтись без наличных денег человек не может. Существует множество институтов, где установка терминалов не была налажена на должном уровне. К числу таких мест относятся базары, где люди чаще всего покупают продукты; городской транспорт (автобусы, маршрутное такси); другие необходимые в повседневной жизни сервисы, которые требуют присутствия у покупателя наличных денег.

Кроме того, зачастую владельцы карточек сталкиваются с нежеланием представителей некоторых предприятий продать или оказать услугу посредством расчета пластиковой картой. Так, например, при попытке оплатить услуги сотовой связи через распространенную платежную агентскую сеть "Paynet" замечено, что в пунктах обслуживания не всегда принимают пластиковую карточку, либо вообще не принимают.

Проблемой остается и то, что при оплате товаров либо услуг посредством безналичного платежа, покупателям приходится переплачивать за товар от 10 до 15 процентов, и это притом, что терминалы в большинстве своем установлены в крупных торговых точках, где цены на товары и так завышены. Причем, если раньше, предприниматели, ссылались на то, что им пришлось нести дополнительные затраты на оснащение площадей терминалами, да еще банку платить надо и т.д., то сейчас они просто предлагают сделать скидку, при оплате товара наличкой (причем скидка эта и составляет все те же 10-15 процентов).

Нередко покупатели сталкиваются с отказом принять платеж по пластиковой карточки из-за неисправности терминала, из-за отсутствия связи (чаще всего с этим приходится сталкиваться пользователям карт "Visa"), из-за того, что терминал переполнен и т.д. - вариантов отказа множество.

Кроме того, в некоторых пунктах приема платежей от населения отказываются принимать к оплате коммунальные платежи, если фамилия на пластиковой карточке не совпадает с фамилиями в платежных книжках, мотивируя тем, что это незаконное обналичивание средств.

Так что же делать большому количеству потребителей, имеющих на руках пластиковые карты?

- Что касается невозможности обналичить денежные средства с пластиковой карточки, то здесь стоит отметить, что согласно законодательству, ограничений в оплате товаров и услуг посредством пластиковых карточек не существует, равно как и в снятии наличных денег. Средства на карточках полностью принадлежат владельцу карты, и банки не вправе ограничивать его в их использовании, - говорит председатель чирчикского городского общества защиты прав потребителей Р. Рисбаев. - Стоит отметить, что если человек имеет несколько пластиковых карт, то он может перекидывать находящиеся на них средства на один счёт в банке. Для этого ему необходимо обратиться в банк, выдавший пластиковую карту, с заявлением о переводе денежных средств с одного счета на другой.

Порядок приема платежей от физических лиц через программно-аппаратный комплекс "Paynet" определен положением "О порядке приема платежей от физических лиц", утвержденным совместным постановлением правления Центрального банка, Государственного налогового комитета и Узбекского агентства связи и информатизации от 26 февраля 2010 года.

В соответствии с данным документом, прием платежей генеральным агентом или платежным агентом осуществляется наличными деньгами или на основе пластиковых карточек физических лиц. В частности, в программно-аппаратном комплексе "Paynet" для этого внедрена и действует специальная система.

Виды объектов торговли и услуг, в которых в обязательном порядке должны быть установлены платежные терминалы, определены постановлением Президента "О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек" от 19 апреля 2010 года. Также это определяется положением "О порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденным совместным постановлением правления Центрального банка и Государственного налогового комитета от 20 июня 2009 года.

В частности, в этих документах говориться о том, что терминалы должны быть установлены в кассах по продаже авиа и железнодорожных билетов, а также в кассах автовокзалов и автостанций, в пунктах общественного питания, аптеках, объектах бытового обслуживания и по проведению культурно-массовых и зрелищных мероприятий, а также прочих хозяйствующих субъектах, осуществляющих денежные расчеты с населением.

- Необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек не допускается. Это установлено пунктом 12 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан, - продолжает Р. Рисбаев. - Кроме того, руководители объектов торговли и сферы услуг обязаны обеспечить бесперебойную работу платежных терминалов. В случае возникновения технической или программной неисправности платежного терминала они должны не позднее 1 дня письменно уведомить об этом налоговый орган и обслуживающий банк и в течение 10 дней принять меры к приведению платежных терминалов в исправное состояние.

Непринятие платежей из-за неумения сотрудников-продавцов (ответственных лиц) объектов торговли и сферы услуг использовать платежные терминалы является нарушением правил торговли и обслуживания. Если платежи не принимаются под предлогом неисправности платежного терминала, нарушители привлекаются к ответственности.

Согласно статье 119 Налогового кодекса, за осуществление торговли и оказание услуг без применения расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, налагается штраф, который составляет от 30 до 50 минимальных размеров заработной платы, а при повторном нарушении в течение 1 года после применения штрафа - от 75 до 100 МРЗП.

За отказ от приема платежей по пластиковым карточкам предприятие штрафуют на 100 минимальных размеров заработной платы, а при повторном нарушении в течение 1 года после применения штрафа - на 200 МРЗП.

Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования системы денежного обращения, стимулирования развития безналичных расчётов и сокращения наличного оборота, создания благоприятных условий для платежей с использованием банковских пластиковых карточек и повышения качества обслуживания был принят ряд нормативно-правовых актов. Одним из таких актов является постановление правления Центрального банка Республики Узбекистан "О внесении изменений в Положение о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 13 июля 2011 года №1344-2.

В соответствии с этими изменениями личные банковские карточки теперь могут использоваться другими лицами (членами семьи, друзьями и другими) без какой-либо доверенности владельца личной банковской карточки, что в свою очередь упрощает их использование.

И если раньше продавец товаров (работ, услуг) имел право потребовать от держателя банковской карты предъявление документа, удостоверяющего его личность, если это предусматривалось договором с банком, осуществляющим проведение расчетов с продавцами товаров и услуг по операциям с использованием банковских карточек, то настоящим постановлением это условие также было исключено.

В настоящее время происходит активный процесс внедрения пластиковых карточек в нашу повседневную жизнь. Учитывая принимаемые на различных уровнях решения, касающиеся оптимизации производимых операций с пластиковыми карточками, стоит надеяться, что в скором будущем исчезнут все негативные моменты, вызывающие сегодня скептическое отношение некоторых представителей бизнеса и граждан к расчетам по пластиковым картам.

Записала Ю. БОРИСОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO