ВРЕМЯ ИДЕТ, ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
За прошедшие несколько лет пластиковые карточки стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но вот стали ли они, как планировалось, альтернативой наличным денежным средствам? К сожалению, многие держатели пластиковых карт и по сей день отвечают на этот вопрос отрицательно.
Начнем с того, что для того, чтобы пополнить пластиковую карточку, людям приходится отстоять немалую очередь, потратив на это нередко полдня (а в случаях, когда периодически прерывается связь, и того больше). В выходные же дни, это и вовсе невозможно.
Второе неудобство, с которым сталкиваются держатели пластиковых карточек, - невозможность снять наличные деньги даже в банках-эмитентах этих карт. А ведь полностью обойтись без наличных денег человек не может. Существует множество институтов, где установка терминалов не была налажена на должном уровне. К числу таких мест относятся базары, где люди чаще всего покупают продукты; городской транспорт (автобусы, маршрутное такси); другие необходимые в повседневной жизни сервисы, которые требуют присутствия у покупателя наличных денег.
Кроме того, зачастую владельцы карточек сталкиваются с нежеланием представителей некоторых предприятий продать или оказать услугу посредством расчета пластиковой картой. Так, например, при попытке оплатить услуги сотовой связи через распространенную платежную агентскую сеть "Paynet" замечено, что в пунктах обслуживания не всегда принимают пластиковую карточку, либо вообще не принимают.
Проблемой остается и то, что при оплате товаров либо услуг посредством безналичного платежа, покупателям приходится переплачивать за товар от 10 до 15 процентов, и это притом, что терминалы в большинстве своем установлены в крупных торговых точках, где цены на товары и так завышены. Причем, если раньше, предприниматели, ссылались на то, что им пришлось нести дополнительные затраты на оснащение площадей терминалами, да еще банку платить надо и т.д., то сейчас они просто предлагают сделать скидку, при оплате товара наличкой (причем скидка эта и составляет все те же 10-15 процентов).
Нередко покупатели сталкиваются с отказом принять платеж по пластиковой карточки из-за неисправности терминала, из-за отсутствия связи (чаще всего с этим приходится сталкиваться пользователям карт "Visa"), из-за того, что терминал переполнен и т.д. - вариантов отказа множество.
Кроме того, в некоторых пунктах приема платежей от населения отказываются принимать к оплате коммунальные платежи, если фамилия на пластиковой карточке не совпадает с фамилиями в платежных книжках, мотивируя тем, что это незаконное обналичивание средств.
Так что же делать большому количеству потребителей, имеющих на руках пластиковые карты?
- Что касается невозможности обналичить денежные средства с пластиковой карточки, то здесь стоит отметить, что согласно законодательству, ограничений в оплате товаров и услуг посредством пластиковых карточек не существует, равно как и в снятии наличных денег. Средства на карточках полностью принадлежат владельцу карты, и банки не вправе ограничивать его в их использовании, - говорит председатель чирчикского городского общества защиты прав потребителей Р. Рисбаев. - Стоит отметить, что если человек имеет несколько пластиковых карт, то он может перекидывать находящиеся на них средства на один счёт в банке. Для этого ему необходимо обратиться в банк, выдавший пластиковую карту, с заявлением о переводе денежных средств с одного счета на другой.
Порядок приема платежей от физических лиц через программно-аппаратный комплекс "Paynet" определен положением "О порядке приема платежей от физических лиц", утвержденным совместным постановлением правления Центрального банка, Государственного налогового комитета и Узбекского агентства связи и информатизации от 26 февраля 2010 года.
В соответствии с данным документом, прием платежей генеральным агентом или платежным агентом осуществляется наличными деньгами или на основе пластиковых карточек физических лиц. В частности, в программно-аппаратном комплексе "Paynet" для этого внедрена и действует специальная система.
Виды объектов торговли и услуг, в которых в обязательном порядке должны быть установлены платежные терминалы, определены постановлением Президента "О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек" от 19 апреля 2010 года. Также это определяется положением "О порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденным совместным постановлением правления Центрального банка и Государственного налогового комитета от 20 июня 2009 года.
В частности, в этих документах говориться о том, что терминалы должны быть установлены в кассах по продаже авиа и железнодорожных билетов, а также в кассах автовокзалов и автостанций, в пунктах общественного питания, аптеках, объектах бытового обслуживания и по проведению культурно-массовых и зрелищных мероприятий, а также прочих хозяйствующих субъектах, осуществляющих денежные расчеты с населением.
- Необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек не допускается. Это установлено пунктом 12 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан, - продолжает Р. Рисбаев. - Кроме того, руководители объектов торговли и сферы услуг обязаны обеспечить бесперебойную работу платежных терминалов. В случае возникновения технической или программной неисправности платежного терминала они должны не позднее 1 дня письменно уведомить об этом налоговый орган и обслуживающий банк и в течение 10 дней принять меры к приведению платежных терминалов в исправное состояние.
Непринятие платежей из-за неумения сотрудников-продавцов (ответственных лиц) объектов торговли и сферы услуг использовать платежные терминалы является нарушением правил торговли и обслуживания. Если платежи не принимаются под предлогом неисправности платежного терминала, нарушители привлекаются к ответственности.
Согласно статье 119 Налогового кодекса, за осуществление торговли и оказание услуг без применения расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, налагается штраф, который составляет от 30 до 50 минимальных размеров заработной платы, а при повторном нарушении в течение 1 года после применения штрафа - от 75 до 100 МРЗП.
За отказ от приема платежей по пластиковым карточкам предприятие штрафуют на 100 минимальных размеров заработной платы, а при повторном нарушении в течение 1 года после применения штрафа - на 200 МРЗП.
Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования системы денежного обращения, стимулирования развития безналичных расчётов и сокращения наличного оборота, создания благоприятных условий для платежей с использованием банковских пластиковых карточек и повышения качества обслуживания был принят ряд нормативно-правовых актов. Одним из таких актов является постановление правления Центрального банка Республики Узбекистан "О внесении изменений в Положение о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 13 июля 2011 года №1344-2.
В соответствии с этими изменениями личные банковские карточки теперь могут использоваться другими лицами (членами семьи, друзьями и другими) без какой-либо доверенности владельца личной банковской карточки, что в свою очередь упрощает их использование.
И если раньше продавец товаров (работ, услуг) имел право потребовать от держателя банковской карты предъявление документа, удостоверяющего его личность, если это предусматривалось договором с банком, осуществляющим проведение расчетов с продавцами товаров и услуг по операциям с использованием банковских карточек, то настоящим постановлением это условие также было исключено.
В настоящее время происходит активный процесс внедрения пластиковых карточек в нашу повседневную жизнь. Учитывая принимаемые на различных уровнях решения, касающиеся оптимизации производимых операций с пластиковыми карточками, стоит надеяться, что в скором будущем исчезнут все негативные моменты, вызывающие сегодня скептическое отношение некоторых представителей бизнеса и граждан к расчетам по пластиковым картам.
Записала Ю. БОРИСОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|