ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" Ст. 1. Всеобщей декларации прав и свобод человека.
По историческим меркам совсем недавно права человека еще не являлись универсальными. Они регулировались исключительно внутренним правом государств, и по этой причине их содержание и объем в разных странах были не одинаковы. В основе этого дисбаланса лежал не только разный уровень развития национального права, но и цивилизационные и культурные различия. Следует заметить, что этому не придавалось большого значения, и только горький опыт Второй мировой войны показал острую необходимость усиления международного регулирования прав и свобод человека. Так, создание Организации Объединенных Наций взамен дискредитировавшей себя Лиги Наций, принятие Устава ООН, стали отправной точкой развития сотрудничества государств в сфере прав человека. Кроме того, с этого момента на государства были возложены и юридические обязательства по соблюдению основных прав человека.
Знаменательной датой стало 10 декабря 1948 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН была торжественно принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала своеобразным фундаментом для построения современной системы защиты прав человека. Этот день ежегодно отмечается как День прав человека. Декларация по своему статусу не является международным договором и соответственно не имеет юридически обязательного статуса. Но ее основная функция и не состоит в этом. Ее основной задачей было провозглашение новых принципов или приоритетных направлений международной политики государств. Преамбула Декларации и тридцать ее статей перечисляют все основные права и свободы человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Истории известны и другие значительные документы, которые сыграли важную роль в истории государств и народов. Это и Английская Хартия Вольности, и Французская декларация прав человека и гражданина, и Американская декларация независимости. Однако их нельзя ставить в один ряд со Всеобщей декларацией прав и свобод человека, ибо ни один документ в истории не имел столь всеобъемлющего и значимого статуса.
В последующие годы были приняты еще два важнейших документа - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Это произошло в 1966 году и было сделано для того, чтобы придать силу закона правам, провозглашенным во Всеобщей Декларации. Эти документы образовали так называемый Билль о правах человека. В том же 1966 году Пакты были открыты для подписания, но потребовалось 10 лет для того, чтобы их подписало необходимое количество государств для того, чтобы они вступили в силу.
Также, в дополнение Билля о правах человека и расширения и уточнения отдельных областей прав человека, ООН были приняты еще несколько важнейших документов по правам человека:
- Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 год;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год;
- Конвенция о правах ребенка, 1989 год;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 год.
Разумеется, это далеко не исчерпывающий список. База международных соглашений и договоров по правам человека постоянно расширяется и дополняется, но перечисленные выше документы играют первостепенную роль.
Уже в первые годы после обретения государственной независимости Узбекистан присоединился ко всем основным международным документам по правам человека. Это было необходимым, учитывая то, что с 1991 года в нашей стране начался трудный, но динамичный процесс реформирования общества, становления национального самосознания людей, духовного возрождения народа на базе общемировых демократических ценностей. Трудно даже представить весь масштаб этого процесса, т.к. не осталось ни одной сферы жизни общества, которую бы он ни затронул.
Политика Республики Узбекистан в области прав человека основывается на пяти основополагающих принципах:
- приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;
- политика государства в сфере прав человека вытекает из основных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;
- особенностью политики государства в области прав человека является принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции;
- процессу формирования правового государства сопутствуют сложные социально-экономические и политические процессы. В этих условиях государство является приверженцем эволюционного характера всех осуществляемых демократических реформ, в том числе и в сфере прав человека;
- политика государства в области прав человека базируется на принципах открытости и транспарентности.
К сожалению, для многих до сих пор остается актуальным вопрос - для чего нужны эти международные документы? Для чего вообще нужно это международное право? Ведь во многих странах, особенно обладающих богатой историей и культурным наследием, имеются свои взгляды, законы и традиции!
На этот счет можно сказать лишь то, что человек, задающий такой вопрос, мало смыслит в международном праве и ни разу не открывал международные документы, закрепляющие права человека. Ведь ответы на данные вопросы легко найти уже в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека.
В частности, в ней указывается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. И далее по тексту: "…пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским атакам, которые возмущают совесть человечества. Создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей". Вообще, каждое слово этого документа наполнено большим смыслом и можно было бы цитировать его бесконечно, но наша цель состоит не в этом.
На сегодняшний день Организация Объединенных Наций объединяет практически все страны мира, и над разработкой любого документа, подобного Декларации, пактам или конвенциям, трудятся лучшие специалисты со всех концов света. Одной из главнейших особенностей данных документов является их универсальность. Они специально составляются таким образом, чтобы не ущемить права или не оскорбить чувства всех людей, независимо от их культурной или религиозной принадлежности. Главная мысль этих документов в том, что любой человек от рождения обладает определенным стандартным набором прав просто потому, что он человек. Это так называемые неотъемлемые права, которые не противоречат ни одной мировой культуре и религии.
В идеи повсеместного, глобального распространения прав человека нет никакой угрозы культуре или государственности какой-либо нации. Это новая веха в мировой истории, которая принесет всем без исключения людям ценности, провозглашенные более двух веков назад - Свободу, Равенство и Братство.
Узбекистан стал полноправным субъектом международных отношений, достигнув своей независимости и став членом ООН. В последующие годы, осознавая всю значимость прав человека и их повсеместного продвижения, а также их неразрывной связи с демократией, наша страна присоединилась ко всем основным международным соглашениям по правам человека. И это не просто декларативное присоединение, это выражение твёрдой уверенности встать в один ряд с ведущими мировыми державами, построить современное демократическое государство, базирующееся на развитом гражданском обществе и правах человека.
Присоединение государства к международным документам является ответственным шагом, ибо накладывает на государство серьёзные юридические обязательства.
Являясь участником основных международно-правовых документов по правам человека, Узбекистан последовательно выполняет свои международные обязательства, вырабатывает с учетом этого собственную государственную политику в этой сфере.
Вопросы прав человека занимают приоритетное место во внешней и внутренней политике Узбекистана. В качестве участника международных договоров Узбекистан за прошедшие годы представил уже более 30 национальных докладов по выполнению положений международных конвенций и пактов. Комитеты ООН высоко оценили представленные нашей страной доклады.
В настоящее время, идет активная работа по реализации рекомендаций конвенционных органов ООН. В Узбекистане уже сложилась практика разработки национальных планов действий по реализации рекомендаций Комитетов. Национальные планы разрабатываются государственными органами в сотрудничестве с неправительственными организациями, и утверждаются на уровне правительства или межведомственным рабочим органом по обеспечению прав человека созданным при Министерстве юстиции. Такие национальные планы действий содержат в себе, с одной стороны, комплекс мер по дальнейшему выполнению положений конвенций по правам человека, а с другой стороны, позволяют осуществлять мониторинг выполнения обязательств, взятых нашей страной.
В республике создана институциональная система защиты прав человека. Наряду с правоохранительной системой, включающей в себя суд, прокуратуру, адвокатуру, функционируют такие национальные институты по правам человека как Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека, Конституционный суд, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства и др.
В Узбекистане осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Изданы большими тиражами, переведённые на узбекский язык все основные международно-правовые документы по правам человека. Издается ряд журналов с исключительной правозащитной тематикой. СМИ уделяют особое внимание вопросам защиты прав человека.
Всеобщая декларация прав человека стала первым международно-правовым документом, к которому присоединилась Республика Узбекистан после обретения независимости. И этим многое сказано! Узбекистан последовательно и твердо выполняет свои международные обязательства в сфере прав человека, регулярно предоставляет свои периодические национальные доклады по этим вопросам в соответствующие конвенционные органы ООН. В выполнении их рекомендаций участвуют государственные органы, институты гражданского общества, органы самоуправления граждан, средства массовой информации и, непосредственно, граждане.
"Но достигнутое, - как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, - это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой - построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы".
А. ГОРОХОВ, инспектор УЗПЧиЮО МВД Республики Узбекистан.
gazetachirchik@mail.ru
|