ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И СПРАВЕДЛИВОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
За годы независимости в Узбекистане была заложена правовая и организационная база построения демократического правового государства, основы социально ориентированной рыночной экономики, сформирована государственная политика в сфере поощрения, соблюдения и защиты прав и свободы человека. Одним из приоритетных направлений демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надежную защиту прав и интересов личности.
В стране проведена целенаправленная работа по совершенствованию национальной системы защиты прав человека, повышению правовой культуры и политической активности населения. Регулярно проводятся мероприятия по правовой пропаганде и формированию культуры прав человека в обществе. Сформирована система непрерывного образования и просвещения в области прав человека.
В республике активно развивается процесс вовлечения институтов гражданского общества в сферу защиты прав человека, реализация которых зависит не только от государства, но и от граждан в целом, повышается значение субъектов гражданского общества в данной сфере.
Конституция Республики Узбекистан как гарантия прав человека является правовой основой независимости и высшим выражением воли народа. В Конституции, принятой в 1992 году, содержится отдельный раздел по правам человека, который гарантирует и предусматривает различные виды прав человека, а также некоторые обязанности. В соответствии с Конституцией принят комплекс законов, в которых подтверждаются и уточняются права человека, закрепленные в Основном законе.
Узбекистан, ратифицировав - более 70 международных договоров по правам человека, включая 6 основных международных договоров ООН по вопросам прав человека, активно взаимодействует с ООН в области прав человека. Делегации Узбекистана ежегодно участвуют в заседаниях Сегмента высокого уровня Совета ООН по правам человека, учрежденного 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН.
Строго следуя одному из основополагающих принципов, который заключается в последовательности и поэтапности реформ, с учетом накопленного опыта, сегодня Узбекистан вступает в новый этап дальнейшего углубления демократических реформ, модернизации и формирования гражданского общества в стране.
12 ноября 2010 года Президент Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса в докладе "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране" предложил ряд мер по углублению проводимых демократических реформ во всех сферах жизни.
Концепция содержит целый ряд предложений по реформам и усилению гражданского общества в Узбекистане. Продвижение демократических преобразований заключается в дальнейшем реформировании законодательной и судебной власти, информационной сферы, а также институтов гражданского общества.
В основе идей Концепции, прежде всего, лежат права человека, при этом, речь идет не только о реформе государственного управления, но и общественной сферы. Концепция заложила основу для следующего этапа развития страны и является долгосрочной программой дальнейшего совершенствования общества.
В настоящее время в Узбекистане осуществляются комплексные меры по подготовке Национальной программы действий в области прав человека, в ходе которых активное участие принимают институты гражданского общества. Изучается накопленный международный опыт в данной сфере.
В рамках Всемирной кампании ООН по общественной информации в области прав и свобод человека осуществляется широкая информационно-просветительная деятельность в сфере прав человека.
Так, переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека, в тесном сотрудничестве с такими международными партнерами, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ОБСЕ, МККК. Все это подчеркивает актуальность вопросов обучения судей и работников правоохранительных, адвокатов, юристов, проведения соответствующих исследований в сфере прав человека.
Очередным свидетельством серьезного подхода к вопросам формирования справедливой и гуманной судебно-правовой системы явилось принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года. "О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы", который направлен на обеспечение дальнейшего повышения роли и места судебных органов в государственном управлении, усилению правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства и защиты социального статуса работников судебных органов.
Следует подчеркнуть, что принятие данного Указа направлено также на реализацию положений, ратифицированных нашей страной Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Основных принципов ООН, касающихся независимости судебных органов. Обращение к зарубежному опыту также показывает, что в законодательстве развитых демократических стран конкретно определены методы и критерии отбора претендентов на должность судьи, вопросы переподготовки и повышения квалификации судейских кадров, а в ряде стран именно по результатам прохождения профессиональной переподготовки судье, впервые назначенному на должность, присваивается квалификационный класс.
В этой связи, необходимо отметить, что согласно Указу Президента предусмотрена подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающие прохождение обязательной подготовки и стажировки лиц, впервые назначенных (избранных) на должности судей, в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, а также Верховном суде и Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан.
Ж. РАХМОНОВ, судья Чирчикского военного суда.
gazetachirchik@mail.ru
|