|
ГДЕ ПРАВА ТАМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ходе нынешних экономических процессов появился и законодательно утвердился новый общественный институт - ТЧСЖ - осознанные объединения граждан по месту жительства, у которых множество общих интересов, и объединяются люди не на год, не на два, а на жизни целых поколений. Таким образом, и именно таким, народ на своей земле становится подлинным хозяином! С самых первых шагов стало ясно, что данные объединения представляют собой новое и значительное явление в жизни и вносят они, пожалуй, решающий прогрессивный вклад в буксующую пока реформу жилищно-коммунального хозяйства. Люди, становясь собственниками дорогостоящего жилья в многоквартирном доме, начинают весьма рачительно заботиться о нем. Желая сохранить свое имущество в надлежащем виде на долгие годы, хозяева серьезно задумываются, выбирая - кому доверить эксплуатацию своей недвижимости. Но есть и другие примеры, о которых на страницах газеты писалось не раз. Чтобы дать возможность собственникам квартир самим решать вопросы своего дома, государство передало жителям в собственность не только квартиры, но и крыши, подвалы, лестничные клетки и инженерные коммуникации в доме, то есть все то, что раньше называлось "места общего пользования", а после приватизации стало "общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме". Это положение закреплено в нескольких законах Республики Узбекистан, включая Гражданский и Жилищный кодексы.
А что значит быть собственником? Это не только права, но и обязанность содержать свое имущество в надлежащем состоянии. Для всех законодательством установлен общий принцип: собственники имущества содержат его за свой счет. В многоквартирном доме каждый собственник несет расходы по содержанию своей квартиры, магазина, аптеки, а все вместе собственники помещений содержат общее имущество дома. В отличие от собственников "домов на земле", где один хозяин решает, что и когда ему ремонтировать, сколько денег на это потратить, в многоквартирном доме собственники должны объединиться, чтобы совместно решать все вопросы и распределять общие расходы по его содержанию.
Закон совершенно четко установил, что именно собственники помещений, а не органы государственной власти на местах, отвечают за состояние своего дома. Государство все больше будет отходить от опеки над частными собственниками жилья, передавая им все полномочия и ответственность за многоквартирные дома.
Закон "О товариществах частных собственников жилья" устанавливает, что руководство деятельностью ТЧСЖ осуществляется общим собранием самих собственников. Повседневной, текущей деятельностью товарищества собственников жилья руководит правление ширката. И, наконец, правление товарищества избирает из своего состава председателя правления, который непосредственно осуществляет руководство.
К сожалению, и в нашем городе встречаются ситуации, когда председатель правления начинает злоупотреблять своим положением, что приводит к естественному недовольству жильцов. И вот здесь, как показывает практика, не все собственники уделяют этому особое внимание. И многие из граждан, проживающих в таких домах своим бездушием за судьбу своего дома, своей инертностью, нежеланием вмешиваться в общественную жизнь дают зеленую улицу для деятельности таких горе председателей. Как же все-таки найти выход из такого положения? И как определить правильно ли ведет финансово-хозяйственную деятельность избранное вами правление и председатель? Одним их главных недостатков управления в ТСЖ является регламентация процессов управления, а не их результатов. Зачастую председатель правления товарищества забывает, что он является работником, которого наняли собственники для решения свих задач, сформулированных в Уставе. Именно собственники определяют цели и задачи, которые должен решать председатель а не наоборот. Председатель, в рамках своей компетенции, должен лишь обеспечить выполнение принимаемых решений, которые в большинстве случаев сводятся к повышению качества самого жилищного фонда, повышению качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат.
Заметим, что в городе очень много профессиональных, знающих и любящих свое дело председателей в домах, управляемых которыми уют и порядок. Но в этом, конечно же, есть поддержка и понимание самих жильцов. В домах товариществ частных собственников при выборе руководящего органа обычно все происходит однотипно. На собрание в ТЧСЖ зачастую собрать всех членов не представляется возможным. Ну, а если же все-таки и удается собрать кворум, то выборы происходят обычно по схеме "кто угодно лишь бы не я". И вот здесь лежит первый камень, о который в дальнейшем может столкнуться каждый собственник.
В обязанности правления, которое избирается, входит следующее: следить за своевременным внесением членами товарищества коммунальных платежей и других взносов, составлять финансово-хозяйственный план ТЧСЖ, подготавливать различные сметы и отчеты, заключение различных договоров с поставщиками услуг. Председатель же обеспечивает выполнение решений правления, дает указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, подписывает от имени товарищества платежные документы, совершает сделки, распоряжается банковским счетом ТЧСЖ.
Но дело все заключается в том, что члены правления обычно весьма занятые люди, собрать их бывает также трудно, как и собрать собрание. И самое главное, что это люди, которые на общественных началах осуществляют свою деятельность ну, а отсюда и выводы. Помощи председателю ждать с этой стороны не приходится и надо решать все самому. Правда, потом многие начинают высказывать свое мнение, недовольство и т.п. Но где же вы были раньше? Почему не проявили инициативу, не подсказали председателю возможно правильные решения?! Да, зачастую к руководству приходят люди не профессиональные и не владеющие тем огромным объёмом знаний, которые должен иметь руководитель товарищества частных собственников жилья . Это и экономические знания, и знание нормативных актов, правил эксплуатации и содержания жилищного фонда, знание жилищного, гражданского, налогового кодексов и многое другое. Что же мы видим на деле?
В председатели ТЧСЖ молодые люди, которые имеют соответствующее образование, не идут ввиду маленьких зарплат, никак не покрывающих тот объем работ, который должен выполнять председатель. И в результате председателями становятся наши уважаемые пенсионеры, у которых по-прежнему осталось чувство ответственности за выполняемое дело. Но одним этим чувством руководствоваться, к сожалению, сегодня нельзя. Время очень быстро летит. Законы и правила меняются и чело-век, конечно же, не успевает отслеживать все эти изменения. Вот тут и происходят иногда ошибки и нарушения. Но это еще можно исправить, подсказать, помочь.
К сожалению, встречаются и более печальные факты в домах товариществ частных собственников жилья, где председатели, придя к власти, используют не активное отношение собственников к происходящему и просто узурпируют власть. Правление не собирается для обсуждения тех или иных вопросов, собрание собрать невозможно, да и зачем эта головная боль. Ревизионная комиссия не проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности. Отчетности перед собственниками нет. Существуют такие факты, когда правление и председатель произвольно устанавливают размеры коммунальных платежей в доме, не имеют никаких финансово-хозяйственных планов. И начинаются у собственников большие проблемы.
Кто проверит, правильно ли производится начисление коммунальных и иных платежей? Кто проверит, по каким тарифам производятся начисления? Какие изменения происходят в этих самых тарифах? Кто проверит, что же происходит в товариществе в части проведения ремонтных работ, их стоимости? Правильно ли начислены льготы?
Вот основные вопросы, которые сегодня интересуют многих собственников. К сожалению, ответов на них порой они найти не могут у своих председателей и бухгалтеров. Примером тому может служить собрание жильцов дома № 93 по улице Навои, которые хотели услышать ответы на свои вопросы от председателя ТЧСЖ "Фаравон", но так и не услышали. И тогда они приняли решение об отделении и создании малого, однодомного ширката.
При появлении инициативных граждан, которые не желают терпеть беззаконие, которое творится в их доме, возникают довольно серьёзные столкновения с председателем ТЧСЖ. На законные требования жильцов о предоставлении тех или иных документов (Устава ТСЖ, протоколов собраний и т.п.) председатель непонятно по каким причинам не дает их людям тем самым нагнетая обстановку в доме. Все тот же закон "О товариществах частных собственников жилья" предусматривает, что для контролирования действий правления и председателя в ТЧСЖ должны быть избраны ревизионные комиссии.
Члены комиссии также избираются общим собранием товарищества и наделяются определенными полномочиями. К функциям ревизионной комиссии относится проверка финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже одного раза в год, а также представление общему собранию ТЧСЖ заключений по целевому или не целевому использованию финансовых средств.
И любой член товарищества имеет право обратиться в комиссию для проведения той или иной проверки деятельности председателя или оформления тех или иных платежных документов. Довольно ошибочным мнением многих является то, что даже если товарищество соберется и проголосует за смену председателя и членов правления, они не сложат свои полномочия, а председатель просто не отдаст печать товарищества и не передаст дела своему преемнику.
Это, конечно же, приводит к тому, что жильцы продолжают терпеть такого председателя, боясь погрязнуть в различных спорах, собраниях, разбирательствах. Все эти поднятые вопросы можно решить сегодня только самим собственникам жилья. Только их активность, их заинтересованность в содержании своего дома может изменить обстановку к лучшему. А пассивность и привычка только из-за угла всех ругать приводит только к склокам и раздорам во всем коллективе.
Но это одна сторона медали, есть и другая. К сожалению, говоря о хороших и профессиональных председателях ТЧСЖ хотелось бы отметить, и тот факт, что бывает все и наоборот. Председатель правления выполняет все функции руководителя, профессионально и грамотно ведет финансово-хозяйственную деятельность, соблюдает трудовое законодательство. Но появляются в доме один - два человека, которым кажется, что все делается неправильно, председатель ворует, правление наживается на деньгах населения и т.п. В такой ситуации председатель становится совершенно незащищенной фигурой, которого можно облить грязью, присвоить ему ярлык жулика и тому подобное. Естественно работать в таких условиях становится неприятно для любого нормального человека, правление самораспускается, а найти людей на их место не представляется возможным.
Как же все-таки найти выход из всех ситуаций, которые происходят в ТЧСЖ нашего города? На мой взгляд, в решении многих вопросов должна оказывать помощь существующая в городе ассоциация ТЧСЖ, которая ведет работу в направлении развития общественного самоуправления. К сожалению, ее деятельность сводится к разрешению уже появившихся конфликтов. А вот просветительской, информационной работы - как-то не наблюдается. А ведь и уже работающие председатели ТЧСЖ, и вновь избранные остро нуждаются в консультациях компетентных специалистов, будь то налоговый инспектор, или опытный бухгалтер. За последние годы не менее двух десятков документов было принято различными ответственными ведомствами страны с целью расширения правового фарватера для продвижения реформ в жилищной сфере. Именно благодаря имеющейся законодательной базе и достигаются позитивные перемены в становлении товариществ собственников жилья. Вместе с тем, многие собственники жилья не имеют самой необходимой информации о своих правах и обязанностях, о роли ТЧСЖ в их жизни. Они не посещают общие собрания, считая их проформой, не знают, сколько домов входит в их товарищество и куда расходуются средства, которые с них ежемесячно взимаются.
Свою лепту в разъяснительную работу могли бы внести и махаллинские комитеты. И такие примеры в Чирчике уже есть. Сегодня экономическая и социальная безопасность, стабильность являются основными потребностями общества в целом. И это имеет непосредственное отношение к ТЧСЖ.
В условиях общей тревожности по отношению к растущим тарифам, недоверия к социальной политике, управление жилыми зданиями через товарищества частных собственников жилья воспринимается как нечто непонятное, очень сложное, неэффективное и одновременно неустойчивое. Населению нужно помочь преодолеть этот стереотип и добиться понимания с его стороны того, что ТЧСЖ - это просто в управлении и результативно, что законодательство обладает эффективными механизмами защиты прав граждан в этой области.
Итак, рынок управления многоквартирными домами находится в стадии формирования. И недавно созданные, и бывшие товарищества частных собственников жилья, управляющие компании находятся в равных условиях, поскольку у первых нет еще отработанных алгоритмов решений проблем, а методы работы вторых устарели и не эффективны в современных условиях. И те и другие сталкиваются с проблемой долгов собственников по оплате коммунальных услуг.
Работа многих товариществ частных собственников жилья свидетельствует о том, что реформы в данной сфере дают свои плоды, хотя и сегодня еще имеются нерешенные трудности и проблемы, а деятельность отдельных товариществ собственников жилья оставляет желать лучшего. Но, как говорят в народе, все преодолимо, было бы желание и инициатива.
В.ПАВЛОВСКАЯ.
pavlo-valentin@yandex.ru
|
|