|
НАРОДНАЯ ПРИЕМНАЯ: НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ ГРАЖДАНЕ?
Год диалога с народом и интересов человека… Эта тема ушедшего 2017-го года, объявленная Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым, принесла с собой множество нововведений и прежде всего создание такого института государственной власти, как Народные приемные, для решения вопросов граждан. Главным девизом Народных приемных на местах стали слова Президента нашей страны: "Жить заботами людей - самый важный критерий человечности". Насколько эффективной оказалась их работа? Как продолжает свою работу Народная приемная в г. Чирчике? Об этом и многом другом мы попросили рассказать заведующего Народной приемной Президента Республики Узбекистан в г. Чирчике Жасура Кельдиёровича ХУЖАЁРОВА:
- Заявки, поступившие в Народные приемные, рассматриваются в строгом соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц". Главная цель всей работы - обеспечить оперативное и тщательное рассмотрение обращений и решение вопросов, касающихся законных интересов граждан. Также хочу отметить: несмотря на то, что приемные были открыты в Год диалога с народом и интересов человека, они продолжают функционировать и в текущем году.
- Каким образом человек может задать вопрос в Народную приемную?
- Чтобы работа по своевременному решению вопросов, указанных в обращениях граждан, стала максимально эффективной, была создана специальная система. Она позволяет направлять обращения юридических и физических лиц на имя Президента Республики Узбекистан: граждане могут позвонить в call-центр по номеру 1000 или 210-00-00 и устно изложить свои проблемы либо отправить онлайн-обращение на сайт pm.gov.uz. Также можно лично посетить Народную приемную Президента Республики Узбекистан в городе Чирчике или позвонить по номеру 713-10-00. В Народной приемной в г. Чирчике оборудованы соответствующие помещения, подключен Интернет, работают специалисты с юридическим образованием. Такой способ обращения дает человеку возможность не только грамотно составить заявление, но и получить компетентную консультацию юриста и других специалистов, ему также помогут собрать необходимый пакет документов и т.д.
- Расскажите о процессе сортировки обращений граждан и процедуре контроля за исполнением жалоб.
- На первом этапе идет фиксация всех обращений, сбор данных, справок и документов от заявителей. На втором поступающие жалобы и предложения рассматриваются и направляются на исполнение в соответствующие организации, службы, ведомства или городской хокимият. Далее осуществляется системный мониторинг и контроль за принятием решений по обращениям, поступившим в Виртуальную и Народную приемную. Представители госорганов на местах также проводят выездные приемы граждан. Отчет о проделанной работе ежемесячно направляется в Службу по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц Аппарата Президента Республики Узбекистан. В свою очередь, там изучают эти отчеты, анализируют качество рассмотрения обращений, а также выявленные системные проблемы. Ведь цель создания Народных приемных - не только качественное решение вопросов по обращению конкретного человека, но и выявление недостатков в целом.
- Не секрет, что бывают случаи, когда граждане безуспешно пытаются решить проблему с помощью различных государственных учреждений, но только после подачи заявления в Народную приемную дело, наконец, сдвигается с мертвой точки. Почему так происходит?
- Да, действительно, такое бывает. Многие годами не могут получить компетентный ответ на свою жалобу, соответствующие органы на местах занимаются отписками. Обращения граждан в государственные учреждения нередко решаются неэффективно, игнорируются. Но когда за дело берется Виртуальная приемная или Народная приемная, ситуация приобретает иной оборот. И таких примеров немало. Кроме того, важная форма работы Народной приемной - решение вопросов не по звонку, а с выездом на место.
Вот, например, в жилом доме в подвале течет вода. Куда в первую очередь обращаются жильцы? Чья это прямая обязанность - следить за состоянием коммунальной инфраструктуры, вовремя проводить ремонт, предоставлять по заявкам граждан сантехников и других рабочих? Конечно же, ТЧСЖ. И руководство ТЧСЖ обещает устранить проблему, но позже - когда будут деньги. Тогда граждане обращаются в вышестоящие инстанции, однако и здесь та же ситуация - "Ждите". Согласно Закону Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц" государственные органы обязаны принимать меры для полного, объективного и своевременного рассмотрения обращений в течение 15 дней. Обязательства выполняются, но часто в виде отписки "Принять к исполнению", направляемой в то же товарищество. А время идет, вода течет. Вот тогда граждане и обращаются к нам.
Другими словами, деятельность Виртуальной приемной и Народных приемных позволяет выявить системные недостатки в организации работы госорганов с обращениями граждан и найти действенные решения. Служба по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц не только курирует выполнение заявок граждан госорганами на местах, но и получает в обязательном порядке отчеты и фотоматериалы "до" и "после" от этих организаций по проделанной работе. Эти данные систематизируются и архивируются. Если человек не будет удовлетворен решением своей проблемы в рамках закона, то его обращение не снимается с контроля. Примечательно, что такой системы или подобных ей аналогов по работе с гражданами больше нет ни в одной стране мира.
- В какие структуры больше всего поступает запросов и жалоб?
- Есть госорганы, куда поступает наибольшее количество дел по решению вопросов граждан. Это - Центр содействия занятости, коммунальные службы и т.д. Самые актуальные вопросы, которые затрагивают в своих обращениях чирчикцы, - обеспечение жильем, трудоустройство, алименты, вопросы здравоохранения и другие.
- Логическим продолжением развития Народных приемных стал Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению" от 12 декабря 2017 года. В комментарии к указу отмечено, что "важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов - Народных приемных Президента Республики Узбекистан". Расскажите, пожалуйста, об этом нововведении.
- В соответствии с данным указом образован отдельный государственный орган - Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции с территориальными подразделениями, на которое возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере. В ведение Агентства будут переданы все услуги, ранее оказываемые госорганами и центрами "Одно окно". Цель такого нововведения - обеспечить населению страны быстрый и централизованный доступ к госуслугам. В этих целях под непосредственной координацией Народных приемных созданы Центры государственных услуг, которые начали функционировать как единое целое на районном и городском уровнях и к 2020 году по мере их внедрения начнут оказывать по принципу "одно окно" около 58 видов услуг.
В указе также предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду госуслуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов в Агентстве, его территориальных управлениях и Центрах государственных услуг. Все это позволит внедрить важный принцип: "Двигаются документы, а не граждане".
Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит оперативно получать государственные услуги без коррупционного риска для населения, существенно облегчит повседневную жизнь граждан, устранит случаи бюрократизма и волокиты.
- Спасибо за беседу.
Безусловно, сегодня такая форма приближения власти к людям, как Народные приемные, все более и более завоевывают доверие граждан, помогают органам государственной власти на местах четче понять, что волнует людей, и работать над удовлетворением их потребностей.
Беседовала Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@umail.uz
|
|