|
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МИКРОЗАЙМА БОЛЕЕ ШИРОКИМ КРУГАМ НАСЕЛЕНИЯ
Покупка бытовых товаров, ремонт дома или проведение семейного торжества… Все это требует затрат, но, к сожалению, не всегда хватает средств. И людям приходится занимать их у знакомых, родственников, обращаться в банк за кредитом, искать иные пути. В настоящее время банки предоставляют кредиты лишь на определенные цели, в частности, потребительские кредиты, ипотечные кредиты, на осуществление предпринимательской деятельности и другие. На практике это ограничивает возможности граждан.
Данную проблему можно решить путем предоставления микрозаймов. Однако в настоящее время в стране они предоставляются только микрокредитными организациями, что приводит к сдерживанию конкуренции и, тем самым, способствует увеличению процентных ставок. В результате данный вид финансирования снова становится недоступным для широкого круга лиц.
Повышение доступности финансовых услуг имеет не только большое экономическое, но и социальное значение для экономики страны. Согласно анализу, процентные ставки по выданным банками кредитам составляют в среднем 17-22 процента, по микрофинансовым услугам, оказываемым микрокредитными организациями, - 60-80 процентов, а по кредитам, выдаваемым ломбардами, - 120-160 процентов.
В целях совершенствования механизмов оказания микрофинансовых услуг, усиления защиты интересов потребителей, в том числе посредством внедрения норм по недопущению необоснованного завышения платежей Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".
Поправки вносятся в Законы Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" и "О микрофинансировании", предусматривающие предоставление коммерческим банкам права выдачи микрозаймов. По мнению специалистов, это должно способствовать повышению конкуренции в сфере оказания микрофинансовых услуг и уровня доступности финансирования для жителей отдаленных районов, где зачастую нет микрокредитных организаций. Ведь по республике действуют всего лишь 34 микрокредитные организации.
Так в чем же особенности микрозайма? Во-первых, они предоставляются на разные нужды, что позволяет удовлетворить финансовые потребности населения. Во-вторых, при их выдаче не ставятся жесткие условия для целевого использования полученной суммы, заемщик вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Еще одним плюсом является то, что денежные средства предоставляются в любой удобной для заемщика форме, то есть их можно перечислить на банковскую карту или на счет любой платежной системы и даже получить в наличной форме. За использованием микро-займа не ведется мониторинг в отличие от кредитов.
Законопроектом предусматривается недопущение организациями, оказывающими микрофинансовые услуги, начисления процентов, комиссий, неустойки - штрафа, пени, а также применения других мер ответственности по договорам оказания микрофинансовых услуг в сумме более половины размера оказываемой микрофинансовой услуги в год. Это послужит совершенствованию регулирования деятельности микрофинансовых организаций, обеспечению защиты интересов потребителей.
Кроме того, принятие закона будет способствовать снижению процентных ставок по микрозаймам, повышению уровня доступности населению микрофинансовых услуг, созданию здоровой конкуренции между кредитными организациями, расширению спектра банковских услуг, соблюдению прав потребителей, а также позволит уменьшить долговую нагрузку на потребителей микрофинансовых услуг, и тем самым, улучшить их платежеспособность.
В эти дни рабочей группой Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса ведется работа по дальнейшему совершенствованию законопроекта в части обеспечения доступности микрозайма более широким кругам населения.
Э. ТУЛЯКОВ, Н. САИДАХМЕТОВА,
депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члены Комитета по бюджету и экономическим реформам.
gazetachirchik@umail.uz
|
|