|
ВАС ОБМАНУЛИ В МАГАЗИНЕ? ПРИХОДИТЕ ЗА ЗАЩИТОЙ К НАМ
В последнее время по телефону доверия 71-5-23-16 общества защиты прав потребителей Чирчика многие горожане стали обращаться с просьбой - проконсультировать их по тем или иным вопросам, касающимся сферы защиты прав потребителей. Исходя из этого, сотрудники общества защиты прав потребителей нашего города приняли решение ознакомить потребителей с их правами, соответствующими Закону "О защите прав потребителей Республики Узбекистан".
Прежде всего, необходимо отметить, все мы - потребители, независимо от возраста, пола, вероисповедования, социального статуса и т.д. Иногда при встречах и беседах с гражданами выясняется, что не все в полном смысле понимают значение и функции таких понятий как потребитель, продавец, исполнитель, производитель и какие у них обязанности, поэтому мы постараемся объяснить смысл этих понятий, и вкратце прокомментировать, что об этом говорится в Законе Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".
Потребитель-это лицо, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.
Потребителем, вне зависимости от возраста, пола, профессии являемся все мы. Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу (исполнителю),с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах и качествах, вы уже стали потребителем, а значит, обладаете определенными правами. Иногда потребители спрашивают: "На базаре купил картошку. Пришел домой, взвесил, оказалось, продавец вместо 5 кг дал мне 4 кг Какие потребительские права я имею в данном случае".
Необходимо отметить, заходим ли мы в магазин, как покупатель, или в столовую, как клиент, или на базаре покупаем фрукты, овощи, или едем на общественном транспорте, или пользуемся платными услугами адвокатов и т.д., т.е. пользуемся услугами производителя, продавца или исполнителя становимся обладателями статуса потребителя и начинаем иметь следующие права:
-получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге),а также изготовителе (исполнителе, продавце);
-свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);
-безопасность товара (работы, услуги);
-возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, при чиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца);
-через общества защиты прав потребителей обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой, нарушенных прав или охраняемых законом интересов.
По заявлению потребителя по поводу картошки сотрудником общества защиты прав потребителей г.Чирчика была произведена контрольная закупка, которая подтвердила нарушение прав потребителя. Действительно, продавец картофеля обманывал покупателей. Были приняты меры по восстановлению прав потребителя, возмещен материальный ущерб и получена компенсация за моральный вред.
Кто является исполнителем?
Исполнитель- это предприятие, организация, учреждение независимо от организационно-правовой формы и собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю в жилищно-коммунальной, бытовой, ремонтно-строительной, транспортной, медицинской и других сферах обслуживания.
Потребитель спрашивает: "Я сдал своё пальто на химчистку. Когда получал пальто из химчистки, обнаружил, что цвет его изменился, подкладки сели, его невозможно было одевать. На мои претензии сотрудники химчистки ответили: "Вы нас не предупредили о том, что ваше пальто нельзя чистить химическими препаратами, поэтому мы никакой ответственности не несем". Что мне делать? Имею ли я право на возмещение материального ущерба?
Кто виноват, а кто прав в данной ситуации? Необходимо отметить, потребитель, сдав пальто, потребовал квитанцию, тем сам закрепил сам факт оказания услуги. Исполнитель, принимая заказ, обязан был в полном объёме дать сведения об оказываемой им услуге. Об этом четко и ясно говорится в 6 и 7 статье закона "О защите прав потребителей". Обычно потребитель - это лицо, у которого отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках приобретаемого товара (работы, услуги). Это особенно важно знать, поскольку закон подчеркивает, что услугу, работу оказывает специалист, объём знаний которого в данной отрасли неизмеримо больше, чем у среднего потребителя, поэтому убытки, причиненные потребителю товаром (работой, услугой),связанные с не предоставлением полной информации, подлежат возмещению изготовителем(исполнителем, продавцом) в полном объёме. Исходя из этого, высказывания сотрудников химчистки "Вы нам не говорили о ..." неуместны и противоречат закону, и на основании этого с химчистки в пользу потребителя был взыскан материальный ущерб в размере 250000 сумов
Р. РИСБАЕВ, председатель городского общества защиты прав потребителей.
С. АЙБУШЕВ, исполнительный директор городского общества защиты прав потребителей.
gazetachirchik@mail.ru
|
|