|
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ЛУЧШИХ ПЕДАГОГОВ
Определяющей тенденцией развития динамичного общества XXI века является последовательное возрастание роли информации и знания, что обусловило перманентное состояние реформирования, модернизации, инновационного обновления, в котором находится современная система образования в контексте изначальной незаданности современной образовательной среды, предоставляющей широкие возможности для информационного обмена, коллективного решения образовательных задач, совместной генерации образовательного содержания, соответствующего конкретной учебной ситуации "здесь и сейчас". Данные потребностные стороны обусловили ключевые направления национального проекта образования, среди которых обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации. В этих условиях главным ресурсом современного образования становится педагог, обладающий уникальной практико-преобразующей компетенцией, то есть способный выделить актуальные проблемы, характерные для конкретной образовательной ситуации и определить способы и средства их решения, как в собственной педагогической деятельности, так и в управлении образованием.
Тенденция к актуализации и распространению существующего профессионального опыта ведет и к существенной трансформации системы сопровождения профессионального развития педагогов, в основе которой - предоставление возможностей устанавливать внутренние контакты и выстраивать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу в совершенствовании профессиональной деятельности. Это позволяет осуществить переход от вертикальной структуры, когда преподаватель учит слушателя, к горизонтальной, где среда является аккумулятором существующего опыта педагогов, а роль преподавателя заключается в установлении связей межпользовательского взаимодействия. Причем, если элементы реформирования, идущие сверху, чаще всего навязываются педагогам и встречают достаточно активное сопротивление, то те или иные инновационные методы, приемы организации учебного процесса, распространяемые горизонтально, в форме использования инновационных практик других педагогов - воспринимаются с потенциальным доверием и могут тиражироваться. Поэтому очевидно, что этот процесс должен стать предметом изучения, анализа и внедрения в арсенал образовательного процесса.
Изучение современной образовательной реальности показывает, что именно инновационные образовательные практики являются источниками инноваций, возникающих и распространяющихся в образовании: они возникают в ответ на вызовы современности как локальные феномены, своеобразные ростки нового, которые распространяются горизонтально и служат ресурсом движения элементов новшеств снизу вверх.
Со временем они либо укореняются в массовой педагогической действительности, если, возникнув как ответ на насущные проблемы системы образования, несут в себе потенциал, направленный на решение имеющихся проблем и технологично описаны в формате, понятном потенциальным пользователям, либо "уходят в небытие", поскольку одной из основных проблем инновационных образовательных практик является их признание и закрепление в традиционной педагогике.
Одной из задач деятельности методических объединений школы является именно продвижение инноваций, обобщение и распространение эффективного инновационного опыта лучших педагогов.
Главная задача такого обобщения опыта - определение найденных учителем новых идей и подходов к образовательной деятельности, выработка на этой основе рекомендаций по их распространению, стимулирование творческой активности педагога, технологий и организации образовательного процесса.
И задача школы - мотивировать и стимулировать учителя к обобщению опыта.
Источниками информации педагогического опыта становятся результаты мониторинга качества образования обучающихся; результаты анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий в школе; аттестация педагогов; информация руководителей школы о педагогах; методические объединения, педагогические советы, семинары, конференции; конкурсы профессионального мастерства; опросы учащихся, родителей, коллег и т.д.
Основным показателем инновационного опыта на этапе выявления является высокая результативность, в том числе качество знаний, высокий уровень воспитанности и общего развития учащихся.
Изучение результатов деятельности учителей позволяет судить о достигнутом ими уровне развития, обучении, воспитанности учащихся, трудностях обучения и их причинах. Названные методы изучения педагогического опыта позволяют сделать это непосредственно и углубленно, что способствует получить всестороннее, полное и весьма достоверное представление о педагогическом мастерстве учителя. При анализе и обобщении опыта важно определить, на каком структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.
При этом в обобщении педагогического опыта можно использовать системный и объектный (компонентный) подходы.
При реализации системного подхода описывается суть целостной авторской дидактической системы педагога с указанием составных частей этой системы и всех возможных связей между ними, позволяющих использовать данную систему в разнообразии педагогических ситуаций. Акцент делается на существующие в этой системе взаимосвязи компонентов (целей, содержания, методов, средств, форм организации, результатов).
При использовании объектного подхода к обобщению опыта выделяются и анализируются отдельные компоненты деятельности педагога (метод, прием, технология, способ): система работы педагога по какой-либо одной проблеме; опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий; принципы отбора и структурирования содержания; использование эффективных приемов и методов преподавания, средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся и многое другое. В общеобразовательной школе № 14 при обобщении педагогической деятельности учителей была высоко оценена работа и результативность учителей З. Р. Кадыровой, И. В. Веретинской, И. В. Богачёвой, У. Т. Обидова, Д. Х. Раимовой. Были отмечены проведенные ими открытые уроки, внешкольные мероприятия, использование инновационных методов педагогических технологий, использование информационно технических средств обучения на уроках, профориентационная работа с выпускниками школы и их поступление в вузы по соответствующим предметам, которое подтверждает качество обучения учащихся на уроках, оказание методической помощи молодым специалистам.
Таким образом, обобщая педагогический опыт, учитель выполняет важную общественную обязанность, способствует дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.
Ж. АХМЕДОВА, учитель химии общеобразовательной школы № 14 г. Чирчика.
gazetachirchik@umail.uz
|
|