АЛЬТЕРНАТИВА СМЕРТНОЙ КАЗНИ - ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
В Узбекистане реформы по либерализации судебно-правовой системы обусловили необходимость отмены смертной казни как вида наказания и замены ее на пожизненное заключение, либо длительные сроки лишения свободы. В связи с этим на десятой сессии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 11 июля 2007 года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни", разработанный в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан" от 1 августа 2005 года.
Анализ развития уголовного законодательства свидетельствует, что как на уровне правоприменения, так и на уровне законотворчества уголовная политика относительно такого вида наказания, как смертная казнь, последовательно реализует нравственные начала гуманизма, пронизывающие Конституцию Узбекистана, которая уже в своей Преамбуле провозглашает в качестве основной задачи построение гуманного демократического правового государства.
В Узбекистане пожизненное лишение свободы в соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 43 Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни" является самостоятельным видом уголовного наказания. При этом, как показывает международный опыт, такое решение является наиболее оптимальным, либо позволяет законодательно учесть специфику пожизненного лишения свободы как в рамках уголовно - процессуального, так и уголовно-исполнительного законодательств.
В чем суть, характерные особенности, модели пожизненного и длительных сроков лишения свободы?
В Законе установлено, что пожизненное лишение свободы является исключительной мерой наказания, которая состоит в бессрочной изоляции осужденного от общества посредством помещения в колонию по исполнению наказания особого режима. При этом данный вид наказания в Узбекистане может быть назначен только за два вида преступления - умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 97 Уголовного кодекса) и за терроризм (часть третья статьи 155 Уголовного кодекса).
В соответствии с Законом, пожизненное лишение свободы в Узбекистане не может быть назначено женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам старше шестидесяти лет. Этот вид наказания также не может быть назначен за неоконченное преступление.
Важной особенностью Закона является то, что в санкциях, предусматривающих ответственность за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм, наряду с пожизненным лишением свободы в качестве альтернативы предусмотрена возможность назначения длительных сроков лишения свободы (от20 до 25 лет). И это представляется оправданным, поскольку выбор вида наказания с учетом объективного исследования всех обстоятельств дела (смягчающих и отягчающих), личности виновного, мотивов содеянного позволит суду исключать необоснованное назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Пожизненное лишение свободы конструируется в Законе как надежный правовой инструмент, обеспечивающий строгое, но справедливое наказание за особо тяжкие преступления, неотвратимость ответственности за их совершение.
Так, к пожизненному лишению свободы не применяется механизм автоматического освобождения от уголовной ответственности или от исполнения наказания в виду истечения сроков давности.
К лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, либо длительным срокам лишения свободы, условно-досрочное освобождение не применяется.
Устанавливается особый режим применения института помилования. В соответствии с частью 3 статьи 76 Закона ходатайство о помиловании может быть подано лицом, осужденным к пожизненному лишению свободы, после фактического отбытия двадцати пяти лет назначенного наказания, а в случаях, если в период отбытия наказания осужденный твердо встал на путь исправления, не имеет дисциплинарных взысканий за нарушения установленного режима, добросовестно относится к труду и обучению, принимает активное участие в проведении воспитательных мероприятий - после фактического отбытия двадцати лет назначенного наказания. Указанные нормы Закона, с одной стороны, исключают саму возможность безосновательного освобождения виновных от ответственности, произвола в этой сфере, а с другой стороны - эти нормы и механизмы создают у осужденного мотивацию встать на пусть исправления, оставляют у него надежду при определенных условиях (хорошее поведение и т.д.) вернуться в перспективе в семью, к нормальной жизни на свободе.
При этом Узбекистан воспроизвел в своем законодательстве основные принципиальные рекомендации ООН относительно пожизненного лишения свободы от 1995 года. Эти рекомендации, в частности, предусматривают право лица, осужденного к пожизненному заключению, просить помилования или смягчения наказания, а также возможность замены наказания на более мягкое в зависимости от поведения осужденного, после отбытия им установленного минимального срока отбытия наказания.
Аналогичный механизм применения помилования устанавливается для осужденных к длительным срокам лишения свободы. Ходатайство о помиловании может быть подано ими после фактического отбытия двадцати лет назначенного наказания или пятнадцати лет - при условии, что осужденный твердо встал на путь исправления, не имеет дисциплинарных взысканий за нарушения установленного режима, добросовестно относится к труду и обучению, принимает активное участие в проведении воспитательных мероприятий.
В уголовно-исполнительный кодекс введена новая глава под названием "Порядок отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы", в которой последовательно регламентируются порядок и условия отбывания наказания, организация труда осужденных, меры поощрения и дисциплинарного взыскания и другие положения.
В строящемся в настоящее время специализированном учреждении осужденные к пожизненным, либо длительным срокам лишения свободы будут размещаться не более чем по два человека в камере. По просьбе осужденного, или в случае необходимости размещение будет осуществляться в одиночной камере.
Оценивая Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни", следует еще раз подчеркнуть, что он окажет положительное влияние на общественно-политическую ситуацию, создаст фундамент для дальнейшего углубления и гуманизации реформ в этой сфере.
Д. ЯКУБОВ, судья Чирчикского военного суда.
gazetachirchik@mail.ru
|