Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

КОКАНД - ПАМЯТНИК МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Богатые памятниками архитектуры Бухара, Самарканд и Хива давно стали достоянием науки и широкой общественности. Хорошо известна история одного из старинных городов республики - Ташкента. Коканд моложе и Самарканда, и Ташкента. Расположенный в районе нынешнего города населенный пункт упоминается еще в X веке, как стоявший на караванном пути в Индию и Китай. В XIII веке он был разрушен монголами.

В 1732 году на месте крепости Эскикурган возник город, получивший в 1740 году название Коканда, которому в последствие было суждено стать столицей нового ханства, возглавляемого правителями Коканда из династии Минг. Первоначально это было небольшое, обособившееся от Бухарского Эмирата владение, но постепенно оно расширялось территориально, особенно в годы правления Мухамед Алимхана (1800-1809), принявшего титул кокандского хана. Алимхану удалось не только объединить под своей властью города Ферганы, но и подчинить себе Ташкент и Чимкент.

Завоевательная политика кокандских правителей продолжалась и при Умархане. Это повлекло переход под власть Коканда прилегающих к течению Сырдарьи казахских степей.

Что же представлял Коканд, как город?

В планировке Коканда ярко отразились черты, свойственные всем среднеазиатским городам. Как и они, Коканд со всех сторон был окружен имевшей протяженность 18 верст крепостной стеной, придававшей конфигурации города округлую форму.

Внутри стены Коканд, как и большинство городов Центральной Азии, делился двумя пересекающими магистралями на 4 части, каждая из которых называлась "даха". Каждая часть города делилась на кварталы-махалля. В 1904 году в Коканде насчитывалось 72 махаллей. В центре города большое пространство занимал Катта-базар, являвшийся главным центром торгово-экономической жизни Коканда.

Расположенный на пересечении древних караванных путей между странами Востока и Запада, Коканд сразу сложился, как торговый город, а его базар стал одним из крупнейших базаров Центральной Азии.

Коканд был не только торговым городом, но и крупнейшим центром мусульманской религии. Поэтому именно здания культового назначения прежде всего определяли собой облик Коканда. Наиболее крупные памятники монументальной архитектуры- здания мечети и многочисленных медресе.

Соборной мечетью в годы правления Худоярхана была Джами-мечеть, с вершины минарета которой можно было видеть весь город. Наряду с соборной мечетью в Коканде существовали множество скромных квартальных мечетей.

Подлинным архитектурным украшением города являлись ханские резиденции. Первой кокандской цитаделью считается цитадель основателя города Шохруха. Так как она была построена возле места, где жили впоследствии прокаженные, она получила название "Махаузор Курган". В 1947 году она представляла невысокий холм с небольшим мазаром.

Вторая цитадель была воздвигнута сыном Шохруха - Абдул Каримом. На месте этой цитадели в середине XIX века выстроили ныне несуществующее медресе Олим (там, где теперь парк Фурката). Для последующих ханских резиденций была избрана территория на западном берегу Коканд-сая. При Нарбутабие, правившем с 1770 по 1800 годы, построена третья.

Четвертой была урда Умархана, правившего ханством с 1809 по 1822 годы. При Мухамедалихане эта урда была построена и получила название "Зарин" (позолоченная), или Кырксуп. Последней была урда, построенная около 1864 года для брата Худоярхана-Султана Сейида, которую назвали "Джахон ори" (украшающая мир).

У Коканда не было собственного архитектурного наследия, какое сложилось в Бухаре и Самарканде с их долгим историческим прошлым. Поэтому кокандским архитекторам XIX века усто Мухаммеду Мусе, его сыновьям Исахану и Юсуфу Али Мусаевым, другим пришлось в своих работах отталкиваться от общих принципов среднеазиатского зодчества.

Гордостью столицы кокандского ханства, как очага мусульманской учености, была мечеть Джами, построенная при Омархане около 1800 года. Она представляла протяженный, закрытый с трех сторон айван с хонакой (закрытым помещением) в центре и расположенными в три ряда 98 колоннами, поддерживающими богатые расписные потолки перекрытия. До наших дней также сохранился поставленный рядом с мечетью минарет с гладкой кольцевой кладкой жженого кирпича и фонарем, увенчанным граненым куполом.

Характерным образцом кокандского культового зодчества является медресе Нарбутабия, построенное в 1799 году при участии бухарского строителя и резчика по ганчу усто Касымджана. Несмотря на одноэтажность здание отличается монументальностью решения - двойной аркой, массивными башнями, акцептирующий углы.

Ханы стремились напоминать о себе и после своей смерти. Для этой цели на городском кладбище были возведены две фамильные усыпальницы для мужской и женской половины ханского рода. Усыпальница Дахма - и - Шохон служила местом погребения правителей Коканда. Строгие формы мавзолея и его приземленный купол придают усыпальнице ханов суровый характер.

К числу наиболее значительных архитектурных памятников принадлежит также одно из немногих среднеазиатских дворцовых сооружений XIX века - урда последнего кокандского правителя Худоярхана. Строительство дворца велось с 1863 по 1870 год, а облицовка закончилась в 1873 году.

Возведение дворца диктовалось стремлением подчеркнуть силу и могущество кокандских ханов.

Планировщиком и архитектором дворца называют Мир Убайдуллу. В оформлении дворца значительное место занимают майоликовые глазурованные плитки и кирпичики. Создателями изразцового декора, кроме усто Абдуллы были другие мастера ханства, риштанские гончары усто Джали и усто Джамиль, а также пскентский мастер усто Закир.

Большое место в украшении парадных интерьеров дворца занимают резьба и роспись по ганчу и дереву. Перечисленные виды архитектурно-декоративного искусства широко применялись и в богатых жилых домах Коканда.

В свете новейших исследований Коканд конца XVIII и первой половины XIX веков предстает перед нами не только как столица ханов, но и как один из очагов культуры Центральной Азии.

В. СТАРШИКОВ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO