ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному отмечали его разные народы. Но все - как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. Таков и существующий поныне на древней узбекской земле прекрасный весенний праздник Навруз, отмечаемый 21 марта как всенародный.
Навруз в переводе с фарси означает новый день - самый большой из всех праздников поклонения Солнцу и огню, отмечавшийся три тысячелетия назад по солнечному календарю 22 марта, - в день весеннего равноденствия. Готовились к нему задолго, и порой торжества продолжались неделю, а то и больше. Все зависело от благополучия народа. Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь".
Сегодня встречают Навруз с той же радостью и почтением. Карнаи и сурнаи с раннего утра приглашают на праздник жителей кишлаков и городов. Торжества обычно проходят на лоне природы, в парках и на площадях, окутанных медовым запахом цветущего урюка и утопающих в сиренево-розовых цветах. Начинается Навруз c выбора хозяйки праздника - Бахор-ханум - Весны. Также выбирается Дехкан-бобо - дед-Земледелец. Им может быть аксакал и молодой человек. На третьем - Момоер - Земля. Все трое, одетые в красочные национальные одежды. На украшенной цветами машине Бахор-ханум, Момоер и Дехкан-бобо в сопровождении музыкантов с карнаями и сурнаями объезжают улицы и приглашают жителей на главную площадь. А когда соберется народ, Бахор-ханум поздравляет всех с Наврузом. Затем вместе с Момоер и Дехкан-бобо Весна высаживает деревца.
Немаловажное значение придается угощению. Богат и разнообразен весенний дастархан: здесь и восточные сласти - нишолда, похожая на сметану, но никакого отношения к ней не имеющая. Запах цветущего весеннего сада витает над расплавленным сладким инеем нишолды, тает во рту. Разломишь кук-самсу - начиненные пирожки всевозможной зеленью, повеет свежими весенними ароматами.
Но Навруз всегда ассоциировался в первую очередь с сумаляком - это особое блюдо и главное явство праздника. Оно готовится из проросших зерен пшеницы. Приготовление сумаляка - это целый комплекс кулинарно-ритуальных процедур, в которые вовлечены десятки человек. Процесс варки продолжается сутки. Женщины (по традиции именно слабому полу предписаны эти действия) медленно перемешивают, напевая весенние песни. Желтоватого цвета вязкая жидкость перекатывается плавно в огромном казане, камешки на его дне издают характерные звуки, ударяясь друг от друга. Если при разливе этого блюда вам в вашу посуду попал один из этих камешков, то быть вам счастливым в этом году. Так издревле считается.
Еще одна примета Навруза - это журавли. По здешним поверьям они приносят весну и надежды на добрые всходы и хороший урожай. Эти птицы в особом почете, на них не охотятся.
Были у Навруза и черные годы, когда этот праздник хотели передать забвению ревнители "чистой идеологии", навесив на него ярлык религиозности.
Однако ученые доказали, что Навруз - отнюдь не религиозный праздник. Он связан с солнечным календарем, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно ему, год начинался весной, в день весеннего равноденствия, - тогда-то и наступал праздник Навруз, не имеющий ничего общего с мусульманским новым годом. Мусульманский же календарь - лунный. По нему новый год начинается в месяце мухарам, первый день которого не совпадает с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад.
Уже тогда, в глубине веков, чье-то просветленное сознание, руководствуясь восхищением природой и предчувствием неизбежных перемен, создало календарь мироздания, который начало года открывал праздником Навруз. И в этом отличительная особенность Навруза - не связанность его с конкретной религией или идеологией. Навруз- народный праздник, знаменующий единение народов.
В независимом Узбекистане Навруз приобрел и еще одно, существенно важное отличие. Получив статус официально объявленного торжества, он остался прежде всего всенародным праздником. В этом заключается ныне его всеобщность и универсальность. Где бы в эти дни мы не праздновали Навруз, праздник объединяет стремление людей независимого Узбекистана к общению, дружбе, радости, духовному очищению. Этот праздник оживления и обновления природы зажигает в наших душах стремление к труду, познанию, творчеству.
У великого Алишера Навои есть строки:
"Чтоб каждый день был временем событий,
Чтоб каждый день счастливый был - Навруз!"
Это он сказал о нас, о нашей эпохе, о нашем независимом государстве.
(По материалам Интернета).
|