|
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗЕМЛИ НАШЕЙ
Современный этап развития живописи, в том числе и пейзажной, как и всего искусства в целом, характеризуется активными поисками нового, творческим подъемом художников, в ряды которых вливается талантливая молодежь.
В основе этих поисков лежит стремление живописцев найти более выразительный язык воплощения темы и идеи, новые более содержательные формы изображения, средства, которые могли бы ярче и полнее выразить представление человека о природе, об окружающем его мире.
В поисках художников, особенно молодых, ведется непрерывная связь их творчества с прогрессивным искусством прошлого, с традициями художников Узбекистана У. Таксынбаева, П. Бенькова, Б. Хамдами, Б. Бабаева, А. Ташкенбаева и других.
Почтовое ведомство Узбекистана не первый раз выпускает марки, посвященные живописным полотнам художников, на которых наш родной край представлен в ярких живых красках.
Так, на пейзажном полотне Е. П. Мельникова "Лето", художник пишет горы полнокровно, смело, с размахом. Он с восхищением передает голубые оттенки гор на дальнем плане, прослеживает движение бегущих теней по склонам хребтов, любуются яркими красками азиатского лета. Пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью веет от картины, вобравшую в себя вечную красоту гор.
На другой марке изображена картина В. И. Енина "Озеро". Живописное мастерство художника выглядит исключительно зрелым и окрепшим. Здесь затронута тема торжествующей, радостной и могучей природы. Над горным озером нависли мощные скалистые кряжи, над которыми ярко высвечивает небо, как бы оттеняя их могучую силу.
Темно синие отсветы ложатся на гладь озера, подчеркивая его таинственность и глубину. Природа в этом пейзаже ликующая, звенящая множеством отголосков и отсветов.
Совсем по другому звучит мотив горного пейзажа в полотне Н. Кузибаева "Осень". На первом плане яркий блеск неба играет золотыми отсветами на пожелтевших тополях, деревьях, которые окружают небольшое озеро. Вокруг него еще зеленеет трава, но чувствуется в воздухе дыхание осени. Синие горы оттеняют золотой цвет горного перелеска, подчеркивая яркий колорит осенней листвы… И вся эта цветастая гамма как бы ввергает зрителя в самый водоворот неугомонно-радостной, изменчивой природы.
В пейзажно-жанровой манере исполнены картины Ж. Умарбекова " Чайхана в Коканде" и В. Бобоева "Тихий день". На полотне "Чайхана в Коканде" красноватые скаты холмов и густая зелень деревьев делают картину необитаемой, природу равнодушной, но изображение на первом плане чайханы, как бы оживляют ее, наполняют жизнью. Чайхана как бы ведет наш взгляд в глубь картины, связывает чайхану с манящим простором дали, с белесыми облаками, и делает природу более соизмеримой человеку.
В картине "Тихий день" В. Бобоева на берегу ручья сидят две женщины, отдыхая на лоне природы, и мирно беседуют. На другом берегу ручья мальчик думает, как перебраться к ним, а чуть дальше мостом, оперевшись на перила которого люди отдыхают, наслаждаясь ласковым солнцем дыханием свежего ветерка. От картины исходит дыхание покоя, удовлетворения и радость жизни. Желтая поляна, свежесть зелени кустарников, деревьев и вся окружающая природа предрасположены к удовлетворению, придают картине жизнерадостную полноту.
Во всех картинах, представленных на почтовых марках, слились воедино и личные переживания художников и сама праздничная красота природы, окружающей нас. Поэтичность пейзажей, торжествующе-радостные краски привлекают зрителя, заставляют задуматься над вечностью природы, напоминают о том, что ее необходимо беречь и приумножать ее богатства.
В. СТАРШИКОВ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|