Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

НАВРУЗ: 7 ФАКТОВ, О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

В этом материале нет описания Навруза в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня. В этой сттаье мы предоставляем вашему вниманию семь фактов о Наврузе, о которых большинство отмечающих его даже не подозревали.

Навруз в дословном переводе с таджикского (фарси-дари) означает новый день (нав — новый, руз — день) или, как привыкли его называть, праздник равноденствия.

Говоря о древних корнях праздника, большинство ученых ссылаются на "Шахнаме" (Книга Царей) Абулькасима Фирдоуси (X-XI века), который в своем эпосе рассказывает о персах/арийцах со времен сотворения мира и до захвата империи арабскими завоевателями (VII век). Однако первые упоминания о Наврузе содержит и еще более старая книга "Авеста" — священное писание одной из древнейших религий мира, зороастризма, которая была распространена на территории современных Центральной Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана и Пакистана до ислама. Об истории Навруза также упоминают в своих поздних трудах Беруни, ат-Табари, древнегреческий историк Страбон и многие другие.

Опираясь на все эти исторические документы, попытаемся разобраться в истории Навруза, смысле его традиций и символик, а также понять, насколько размылись те понятия, которые изначально закладывались в сам праздник и его обряды, в отрыве от сегодняшнего представления о празднике.

1. Джамшед, которому принадлежит Навруз

В период празднования Навруза всегда можно услышать пожелания "Наврузи Джамшеди муборак бод", что дословно можно перевести как "Поздравляю с Джамшедовым Наврузом". Большинство исследователей и историков полагают, что Навруз начали праздновать именно при царе Джамшеде, праправнуке царя Каюмарса. Об этом свидетельствуют и труды Хайяма Нишапури, Абу Рейхана Беруни и Абулькасима Фирдоуси, дошедшие до наших дней.

Согласно эпосу Фирдоуси "Шах-наме", Джамшед учредил праздник в третий период (каждый из которых состоял из 50 лет) своего 700-летнего правления, а уже последующие 300 лет люди под его правлением жили в мире и покое. Отсюда и сочетание "Навруз Джамшеда", или "Джамшедов Навруз":

...Словно Солнце небесных высот,

Сиял повелитель прославленный тот.

Сходился народ на его торжество,

Дивился величью царя своего.

Джамшида, осыпав алмазным дождем,

Назвали тот радостный день Новым днем.

То день был Ормазд, месяц был - Фарвардин.

Забыв о заботах, не помня кручин,

Под говор струны, за ковшами вина,

Вся знать пировала, веселья полна.

И люди тот праздник святой сберегли,

Как память о древних владыках земли.

Датой праздника стал день хормоз месяца фарвардин — первый день нового года по астрономическому солнечному календарю, что по сегодняшнему календарю приходится на 21 марта. В рамках празднования Навруза во многих регионах Узбекистана, Таджикистана и других стран Центральной Азии, а также Ирана проводят "купкари" и "бузкаши" (козлодрание).

2. Навруз связан с духами умерших

В древние времена (в зороастризме) считалось, что за 10 дней до наступления месяца фарвардин, то есть окончания года и наступления Навруза, души умерших предков начинают спускаться с небес, чтобы погостить у своих потомков и увидеться с ними.

Поэтому практика приготовлений к этому празднику заблаговременно началась еще тогда: убирают дома и кварталы, надевают новую одежду, зажигают огонь и благовония, распространяя приятный запах по всему жилищу — все для того, чтобы с рассветом первого дня месяца Фарвардин (началом Навруза) фравахары (духи) умерших могли вернуться в свою духовную обитель радостными и удовлетворенными, зная, что их потомки пребывают в гармонии с природой.

В "Авесте" по этому поводу говорится: "Благие, могучие, праведные, святые фравахары мы почитаем, которые перед праздником Хамас-пат-майдьом (то есть Наврузом) спускаются из своей обители и в течение 10 дней и ночей они ходят там, осведомляясь".

Из этого обычая в наши дни и осталась привычка приобретения и ношения новых нарядов.

3. Огонь очень важен

Кроме того, что Навруз являлся предвестником лета (и ежегодной победы доброго духа над злым), в зороастризме этот праздник был еще посвящен непосредственно огню, который считался жизненной силой и одним из главных объектов поклонения.

Основным его предназначением в древние времена были проводы духов: в ночь перед Наврузом на рассвете люди провожали фравахары, зажигая огни на вершинах холмов или на крышах домов, и молились об их удовлетворении, прося вернуться вновь в следующем году.

Во времена же правления Ахеменидов (VI-IV века до нашей эры) и Сасанидов (III-VII века) каждый год в храмах проходили поклонения огню, его разжигали как на крышах домов, так и на праздничных столах (свечи).

Античный историк и географ Римской Греции Страбон писал, что "в самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Относительно недавно, 100-150 лет назад, в Самарканде в канун праздника разжигали большие костры, прыгали через них, тем самым прося от природы обильного урожая и защиты от злых духов и джиннов (в некоторых отдаленных районах страны этот обычай сохранился, но стал лишь символическим). Прыгали даже женщины с грудными детьми, думая, что благодаря этому на протяжении всего года будут избавлены от напастей и несчастий.

4. Главная роль на Наврузе — женская

Мало кто сейчас знает, но матерям в этот праздник отводилась очень значимая и, можно сказать, основная роль. За два месяца до праздника хозяйка начинала шить новую одежду и обувь для всей семьи и старалась, чтобы никто не остался в старой одежде в Навруз, особенно дети. В канун праздника под ее руководством убирался весь дом, вытиралась пыль и, конечно, готовились традиционные и праздничные блюда.

Кстати, именно женщина готовила все необходимое на крыше дома для костра — хворост, заранее принесенную масляную или керосиновую лампу, сосуд с водой и прочее. Также именно она брала из домашнего очага в виде пламени немного огня, помещала его в маленький атешдан (приспособление для переноски огня) и поднимала его на крышу, а за нею следовали все остальные члены семьи. Раньше родственники и соседи (женская часть) для подготовки к обрядам и приготовления традиционного хлеба и кушаний поочередно за пять дней начинали ходить по домам и помогать друг другу в подготовке к празднику. Особенно практиковалось это в деревнях.

5. "Хафт син"

Наиболее распространенное объяснение "Ҳафт син" — семь блюд/плодов, названия которых начинаются на ﺱ (в иранском алфавите буква называется "Син"). По традиции, которая сохранилась в наши дни, практически везде, где Навруз празднуется, как один из главных и неотъемлемых его атрибутов во время наступления Нового года на праздничном столе раскладывали "Хафт син", каждый из которых имел свое значение: сир (чеснок — символ медицины), сиб (яблоки - символ красоты и здоровья), сабзи (зелень (злаки) — символ возрождения природы), сенчед (плоды лоха - символ любви), серке (уксус — символ мудрости и терпения), саману (хлебный пирог — символ достатка), сомаг (сумаҳ (вид специи) — символ рассвета).

Однако некоторые историки предполагают, что изначально это было "Хафт шин", а на стол раскладывали молоко (шир), сахар (шакар), сладости (ширини), шербет и прочее, а "Хафт шин" постепенно преобразовалось в "Хафт син". И только после стали обязательными как "Хафт син", так и "Хафт шин". Другие считают, что сначала было "Хафт чин", то есть семь видов сбора (от глагола "чидан" — собирать) с деревьев, что со временем изменилось в "хафт син".

Среди ученых также распространена теория, что во время правления Сасанидов (III-VII века) из Китая начали привозить разрисованные большие тарелки, которые стали называть "чини" (китайские — Китай на персидском "Чин") и на которых раскладывали на Навруз фрукты, сладости и другие блюда — в общем семь наименований — и ставили эти подносы на праздничные столы. То есть ученые не исключают версии, что от словосочетания "Хафт чини" (семь китайских) и образовалось сегодняшнее "Хафт син".

Но наиболее распространенное объяснение "Хафт син" — семь блюд/плодов. Одним из обязательных компонентом является пшеница. Знаменитый сумаляк готовится именно к этому дню.

6. Анти-Навруз

Сегодня уже мало кто не знает, но существовал и некий "противовес" Наврузу. Согласно древнему календарю, год делился на два сезона, один из которых, летний, открывал Навруз, длившийся семь месяцев, а второй, зимний, длившийся пять месяцев, открывался праздником Мехрган — с первым днем месяца мехр (что в переводе означает любовь, дружбу) солнечного календаря, соответствующим 23 сентября. Это день также приходится на равноденствие, после которого ночь начинает становиться длиннее.

Праздник Мехрган был вторым по значимости после Навруза и отмечался шесть дней. Фирдоуси в "Шахнаме" пишет, что возникновение этого праздника связано с победой кузнеца Каве над тираном Заххаком, которого после долгих усилий при поддержке всего народа заковалив цепи, а после выбрали царем Фаридуна.

7. Навруз – международный праздник

Как день весеннего равноденствия, Навруз объявлен государственным праздником в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Косово, Кыргызстане, Иране, Ираке, Казахстане, монгольской провинции Байан-Огли, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также в таких российских регионах, как Башкортостан и Татарстан. В период празднования граждане отдыхают от трех до семи дней в зависимости от страны. Кроме того, Навруз отмечают в Индии, Казахстане, Македонии, Пакистане, Турции и некоторых районах Дагестана и Чечни.

9 февраля 2010 года на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня "Культура мира" консенсусом была принята резолюция, озаглавленная "Международный день Навруз".

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года. Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия – 21-22 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. Столетия назад именно на Навруз заключали военные перемирия и прощали обиды даже злейшим врагам, разделив с ними праздничное угощение и веселье. Именно в этот день стоит избавиться от всего негативного, что есть в жизни, забыть обиды и шагнуть в новый год с чистой душой и улыбкой на лице.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO