|
СКРИПИЧНЫХ НАУК МАСТЕР
На республиканском конкурсе "Юных исполнителей" наш город и Ташкентскую область представляли шесть музыкантов. И все они завоевали призовые места. Двое из них - ученики педагога по классу скрипки ДМШИ №7 имени Хамзы Назиры Кодыровны Жумаевой. Камилла Нурматова стала победительницей в номинации "академическое исполнение на скрипке", а Дилявер Мамутов стал лауреатом республиканского конкурса, завоевав второе место за исполнение эстрадного репертуара.
- Многие дети талантливы, - считает Н. К. Жумаева. - Просто нужно найти подход к каждому ребенку. Нельзя работать с детьми, не любя их. Они очень тонко чувствуют, как к ним относятся взрослые. И между учителем и учеником обязательно должно быть взаимопонимание и доверие. И если его нет, то учебный процесс превращается в каторгу и для ученика, и для учителя. А так быть не должно, музыка должна приносить удовольствие.
В мир музыки, богатый и прекрасный, каждый приходит по-своему. Кто-то продолжает славные традиции семьи. Другие - по воле случая. А кто-то вдруг решает стать музыкантом и делает такие творческие успехи, что наблюдатели просто разводят руками.
Назира Кодыровна считает, что такие всплески талантов неслучайны. И музыкальность передается по наследству. И даже если у нескольких поколений семьи творческие данные "дремали", есть вероятность того, что музыкальность обязательно проявится, и такого человека назовут "самородком". Сама Н. К. Жумаева в музыкальную школу попала случайно.
- Помню, пришли к нам в школу преподаватели из музыкальных школ, приглашали к себе, - рассказывает педагог. - Тогда мне было 8 лет. Я и понятия не имела, что такое скрипка. И когда спросили, есть ли в аудитории желающие играть на этом музыкальном инструменте, я подняла руку. Прибегаю домой, рассказываю бабушке. Она восприняла это без особого энтузиазма, но стала водить в музыкальную школу. Помню, при поступлении туда педагоги посмотрели пальчики, устроили ритмический и интонационный экзамены. Помню, как я пела "Пусть всегда будет солнце". Так я и попала в Наманганскую музыкальную школу №1.
Заниматься приходилось самостоятельно, ведь в семье музыкантов не было. Однако дружба со скрипкой началась как-то сразу и навсегда. Н. К. Жумаева попала к молодому, инициативному и требовательному педагогу Любовь Николаевне Усмановой. По предмету "специальность" у девочки были сплошные "пятерки". А вот оценки по хору и сольфеджио были неважными. Но все компенсировала любовь к скрипке. Н. Жумаева часто выступала на музыкальных мероприятиях, участвовала в республиканском конкурсе "Санъат байрами".
У человека бывают периоды "до" и "после", особенно в профессиональном плане. Такой момент наступил и в жизни Н. Жумаевой.
-Когда я была уже в шестом классе по музыке, к нам приехали педагоги будущей "Успенки", - говорит Н. К. Жумаева. - Тогда эту музыкальную школу-интернат (сейчас республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени Успенского) только создали и набирали ребят по всей стране. Так случилось, что выбрали и меня, пригласили учиться в столицу. Мы были первыми "ласточками" этого музыкального учреждения. До этого скрипка была интересным хобби. Мне было приятно играть, нравилось выступать на сцене. Но именно в "Успенке" я поняла, что музыка - это "мое", и определилась с профессией.
Там музыкальному мастерству Назира Кодыровна училась у Марка Николаевича Зайко. Он воспитал особое отношение к профессии, стал хорошим примером в педагогическом плане.
Сегодня у Назиры Кодыровны 10 учеников. Ребята приходят самые разные. Не секрет, что в наши дни далеко не каждый родитель может позволить себе обучение ребенка в школах музыки и искусств. Поэтому среди воспитанников таких учебных заведений встречаются дети с ярко выраженным талантом и менее способные. А скрипка - это вообще инструмент особый. Умение играть на ней дано не каждому. Необходимо наличие абсолютного слуха и желание постоянно работать над собой. Это музыкальность и искренность в исполнении. Это серьезный труд, терпение и талант. Но независимо от своих природных данных ученики Жумаевой занимаются с удовольствием, музыкальную школу не бросают. А это явление - не редкость, особенно в период переходного возраста.
Секрет педагогического успеха скрипачки прост: в каждом своем ученике она находит положительные качества, достоинства. Она ценит каждого юного музыканта. И это проявляется в том, как тепло она в беседе отзывается о своих подопечных. Кто-то "старательный и сообразительный", кто-то "музыкальный и талантливый", кто-то "получает огромное удовлетворение от игры на скрипке" и этим уже радует педагога.
Впрочем, Назира Кодыровна с удовольствием и сама играет на скрипке. Постоянные посетители концертов ДМШИ№7 имени Хамзы знают ее как эмоционального и чуткого исполнителя. По природе скромная и сдержанная, она как будто преображается, играя на скрипке.
Многие помнят оригинальную композицию "Девушка из Ипанемы", прозвучавшую на одном из концертов школы в исполнении необычного музыкального трио педагогов, где скрипичную партию исполнила Н. К. Жумаева, на фортепиано играл М. Р. Мукаев, а за барабаны сел педагог по художественному искусству В. И. Елизаров.
По музыкальным стопам Назиры Кодыровны пошел и ее сын Сардор. Учиться игре на скрипке парень пошел довольно поздно для этого инструмента - в 10 лет. Однако это не помешало ему добиться отличных результатов. Например, в 2005 году Сардор Жумаев стал победителем республиканского музыкального конкурса. Также он поступил в республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени Успенского. Далее продолжил образование в Ташкентской государственной консерватории (сейчас перешел уже на третий курс), играл в составе музыкального коллектива "Юные дарования Узбекистана" и вот уже второй год он является членом сборного оркестра студентов-музыкантов со стран СНГ, которым руководит Владимир Спиваков. Молодой скрипач уже побывал в Америке и во Франции. И все свое время посвящает музыке. Целеустремленность - это то качество, которое воспитывает Н. К. Жумаева в своих учениках.
- Хотелось бы, чтобы все мои дети играли на конкурсах, - говорит педагог. - Необходимо стремиться к победе, а не просто играть. Конечно, участие - это хорошо, но в любом случае нужен результат, мотивация. Иначе, зачем тогда участвовать? А для того, чтобы был такой результат, нужно работать, работать и еще раз работать над собой. Только так можно добиться профессиональных успехов в музыке.
- Назира Кодыровна - очень грамотный педагог, очень творческий и при этом скромный, - считает директор ДМШИ№7 имени Хамзы Г. Ж. Нурматова. - Она - человек дела, и ее работа выражается в тех достижениях, которых добиваются ее ученики. Как педагог, она с большой критикой относится к своей работе, тщательнейшим образом занимается с детьми. И после недавнего опыта - мастер-класса, организованного фондом "Новые имена" - она с новыми идеями и планами начала учебный год. С этого года она является завучем струнного отдела именно благодаря своему профессионализму. Девиз нашей школы - это качество образования. И Назира Кодыровна своим трудом, музыкальным мастерством вносит большой вклад в качественное грамотное обучение подрастающего поколения.
М. ЮСУПОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|