|
РЭС И ПОТРЕБИТЕЛИ: НАПРЯЖЕНИЕ НАРАСТАЕТ
Практически каждый житель Чирчика может привести негативный пример общения с представителями энергоснабжающей организации города, в результате которого были нарушены его права. Необоснованные начисления, частные отключения электроэнергии, вышедшая из строя из-за скачков напряжения и перебоев подачи электричества бытовая техника, настоящие "обыски" контролерами РЭС в квартирах и домах и т. д. - это лишь небольшой перечень жалоб, с которыми граждане Чирчика обращаются в отдел защиты прав потребителей.
При этом, даже в случае достоверного установления неправомерности действий сотрудников РЭС, электроснабжающая организация, вместо того, чтобы разобраться в вопросе, восстановить потребителя в его законных правах, призвать к ответственности своих нерадивых работников, начинает активно искать нарушения у потребителя. Например, абоненту необоснованно начислили задолженность. Что должен сделать поставщик? Для начала, выяснить, почему так получилось, дать оценку действиям своих сотрудников, наказать их. Но в реальности, в данной ситуации, РЭС начинает всеми силами искать хоть какую-то зацепку, чтобы сделать виновным именно абонента, а самому уйти от ответственности.
Отношения между поставщиками и потребителями электрической энергии регулируют Договор и Правила пользования электрической энергией (Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров от 27 января 2005 г. № 32), разработанные в соответствии с законами Республики Узбекистан "О рациональном использовании энергии", "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов", "О естественных монополиях", а также Гражданским кодексом Республики Узбекистан. Они определяют взаимоотношения энергоснабжающей организации с потребителями электрической энергии и обязательны как для энергоснабжающей организации, так и для юридических и физических лиц - потребителей электрической энергии.
- В этих документах можно найти ответ практически на любой вопрос, задаваемый потребителями электроэнергии, - говорит председатель общества защиты прав потребителей г. Чирчика Р. Рисбаев .
Вопрос первый: "Что делать, если из-за скачков напряжения у потребителя сгорел электроприбор?" В этом случае, потребитель должен помнить, что согласно пункту 6.1 Договора, ущерб, нанесенный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения его условий, должен покрыться виновной стороной потерпевшей стороне. Если удастся доказать, что техника, либо счетчик сгорели по вине РЭС, поставщики должны покрыть ущерб за свой счет.
Правда тут стоит отметить, что если техника, либо прибор учета электроэнергии сгорает по вине поставщика, потребителю очень трудно доказать это. Трудно, но, ни невозможно.
Четкий регламент, предусматривающий действия потребителей в таких случаях, отсутствует. Однако, с учетом имеющейся практики можно посоветовать следующее: в первую очередь, необходимо составить акт о нанесении ущерба. Акт составляется в присутствии представителей РЭС, ТЧСЖ, махаллинского комитета. В акте должна быть указана причина, в результате которой произошел скачок напряжения, с учетом границ раздела балансовой принадлежности системы электроснабжения. Также потребителю необходимо обратиться в мастерскую по ремонту бытовой техники и получить справку, в которой должен быть указан размер нанесенного материального ущерба (стоимость запасных частей, услуги по ремонту). При необходимости можно привлечь экспертов Узгосэнергонад-зора, Узстандарта и т. д.
Вопрос второй: "Необоснованное начисление задолженностей".
- Пункт 121 Правил регламентирует механизм проведения перерасчета при нарушении Правил, - продолжает Рустам Рисбаев. - Он производится по мощности осветительных электроприемников и числу часов их использования. В пункте 120 Правил установлено, что перерасчет производится со дня последней проверки. Однако, там не говорится о том, какова разница между обходом инспекторов и проверкой эксплуатации счетчика, а также о том, какова периодичность этих проверок. Поэтому недобросовестные работники электросетей по-своему трактуют и применяют эту норму. В то же время, в этом пункте четко указано, что при выявлении контролерами нарушений, должен оформляться акт, на основании которого производится перерасчет. То есть, если контролер обнаружил повреждение счетчика, но не известил об этом абонента, произведение перерасчета неправомерно.
Вопрос третий: "Полномочия инспекторов во время проведения обходов и проверок".
- Пункт 110 Правил предписывает, что представитель РЭС имеет право беспрепятственного доступа к расчетным приборам учета с 8.00 до 20.00 при наличии у него удостоверения с соответствующим сроком действия, - отмечает председатель ОЗПП Чирчика. - Значит, потребители обязаны впускать инспектора во время обхода или контрольной проверки. Более того, по Правилам (пункт 129) предприятие электросетей вправе прекратить поставку электроэнергии и не несет ответственности за последствия отключения в случае недопуска представителя РЭС к расчетным приборам учета. Конечно, инспектор должен быть уверен, по какой причине ему не открывают дверь: может быть, абоненты на работе. В любом случае, абонент должен быть предупрежден о нарушении и о возможности отключения от подачи электроэнергии.
Также электроснабжающая организация должна заблаговременно оповещать абонентов о плановых отключениях (пункт 2 Правил) на период ремонта или профилактики энергоустановок предприятия электросетей. По Правилам (пункты 2, 128) такие работы должны проводиться по графику с предварительным уведомлением потребителей (не менее чем за три дня). К сожалению, требование о своевременном оповещении потребителей по поводу плановых отключений не соблюдается, что является нарушением Правил и справедливо вызывает недовольство потребителей.
- Подводя итоги письменных жалоб и звонков чирчикцев, можно сделать вывод, что мало кто из граждан - потребителей коммунальных услуг - знает о своих правах и обязанностях в отношение организаций - поставщиков этих услуг, - отмечает Р. Рисбаев. - А коммунальщики и рады пользоваться этим незнанием граждан, ища во всем только свою выгоду. Но с каждым годом жители Чирчика становятся все грамотнее в вопросах своих потребительских прав, и есть надежда на то, что коммунальщики наконец-то начнут более ответственно и добросовестно относиться к своим обязанностям, что значительно облегчит жизнь не только жителей города, но и самих работников коммунальных служб.
Записала Ю. АЛЕКСАНДРОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|