|
УТВЕРЖДЕНЫ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Постановлением Кабинета Министров № 387 от 14 ноября 2016 года утверждены Правила регистрации актов гражданского состояния (далее - Правила), а ранее действовавшая редакция, утвержденная Постановлением Кабинета Министров № 171 от 12 апреля 1999 года, утратила силу.
Как и прежде, сходы граждан производят регистрацию смерти, однако теперь уточнено, что при этом не допускается регистрация смерти сходами граждан неопознанных лиц и лиц, объявленных судом умершими.
Перечень оснований для отказа в регистрации записей актов дополнен. Теперь отказать могут также, если представленные документы не соответствуют требова-ниям, предъявляемым к ним Правилами и другими актами законодательства.
Кроме того, в Правилах закреплен новый исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в медицинской справке о рождении ребенка:
- фамилия, имя, отчество, место жительства, дата рождения, национальность, гражданство, семейное положение, образование матери;
- время, дата и место рождения, пол, вес, рост ребенка;
- срок беременности, которая по счету беременность;
- критерии живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, непроизвольное сокращение мускулатуры);
- время выдачи, порядковый номер медицинской справки и наименование медицинского учреждения.
Медсправка о рождении ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, выдается на основании акта, составленного с участием свидетелей рождения ребенка от данной матери и утвержденного участковым врачом (фельдшером или акушером). Ранее в таких ситуациях свидетели подписывали саму справку. При этом, оговорено, что фамилия ребенка может быть производной от имени деда (ранее - от имени отца или деда) как по отцовской, так и по материнской линии согласно национальным традициям.
Регистрация рождения ребенка, родившегося на воздушном или водном судне, в поезде или в другом транспортном средстве во время его следования, производится органом ЗАГС по месту жительства одного из родителей или расположенным по маршруту следования транспортного средства. Ранее регистрация производилась консульскими учреждениями по месту приземления или по прибытии морского судна в порт на основании акта, составленного при участии командира судна и свидетелей. Отдельно указано, что регистрация рождения ребенка у родителей (одного из них), не достигших совершеннолетия, производится на общих основаниях. В случаях установления отцовства лицу, не достигшему 16-летнего возраста, отчество ребенка изменяется (записывается) по имени отца. Если же установление отцовства производится в отношении лица, достигшего 16-летнего возраста, то изменению подлежат только сведения об отце. Сведения о ребенке вносятся в порядке и по правилам перемены фамилии, имени и отчества. Ранее во всех случаях при установлении отцовства отчество ребенка подлежало изменению по имени отца. Если невозможно установить местожительство матери, установление отцовства несовершеннолетнего ребенка производится на основании заявления отца с согласия органа опеки и попечительства. При этом к заявлению необходимо приложить копию решения суда о признании матери безвестно отсутствующей (ранее - справку органов внутренних дел об отсутствии сведений о матери более 6 месяцев). Изменения, внесенные в раздел об усыновлении, связаны с тем, что данная процедура с недавнего времени осуществляется в суде в порядке особого производства. Соответственно необходимые изменения в книгу записей о рождении усыновляемого вносятся в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, выписка из которого представляется в орган ЗАГС. Если же указанный срок был пропущен, в решении суда должна быть отметка о том, что оно не утратило силу.
Как указано в Правилах, теперь при регистрации заключения брака могут участвовать свидетели, количество которых определяется лицами, вступающими в брак. Ранее их количество не должно было превышать двух человек. Кроме того, теперь к заявлению о вступлении в брак иностранного гражданина или лица без гражданства, помимо копии документа, подтверждающего его личность, должен быть также приложен легализованный или с проставлением апостиля документ (вместе с переводом на государственный язык) о том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не состоит в браке. После регистрации брака органом ЗАГС направляется в установленном порядке извещение о заключенном браке в иностранное государство, гражданином которого является лицо, вступившее в брак с гражданином Узбекистана.
Более подробно в Правилах описан порядок действий органов ЗАГС в случае явки супруга, признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены решения суда. В этом случае брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов с аннулированием актовой записи о расторжении брака и соответствующего свидетельства, выданного на его основании. Однако брак не может быть восстановлен, если одна из сторон вступила в новый. В этом случае при обращении лица, признанного безвестно отсутствующим, выдается свидетельство о расторжении брака.
Утвержденными Правилами предусмотрены следующие сроки совершения отдельных действий и порядок их исчисления:
- рассмотрение заявлений о восстановлении записи акта - в течение одного месяца (ранее - 15 дней). Этот срок может быть увеличен не более чем на один месяц заведующим органом ЗАГС при наличии уважительных причин (неполучение копий записей, подтверждающих обоснованность для восстановления записи акта и др.), о чем сообщается заявителю;
- заявление о внесении изменений, исправлений и дополнений в запись акта должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течение 15 дней со дня поступления заявления (ранее - со времени представления всех прилагаемых к заявлению документов). Этот срок также может быть увеличен до одного месяца заведующим органом ЗАГС;
- заявление о перемене фамилии, имени и отчества должно теперь рассматриваться в двухмесячный срок со дня подачи (ранее - 45 дней). Продление срока допускается по уважительным причинам не более чем на один месяц.
В Правилах также отражено, что записи актов, а также соответствующие гербовые свидетельства заполняются на государственном языке латинской графикой. Лица, не знающие государственного языка, могут воспользоваться услугами переводчика.
Кроме того отдельно регламентирован порядок записей актов с участием лиц с ограниченными возможностями. Так, если глухое, немое или глухонемое лицо является неграмотным, при регистрации записи акта может присутствовать лицо, которое может довести до него и удостоверить своей подписью, что содержание записи акта соответствует желанию глухого, немого или глухонемого. При составлении записи акта слепому лицу текст записи акта прочитывается ему работником органа ЗАГС, составляющим запись. Об этом вносятся соответствующие записи в графу "Для отметок".
Постановлением утверждены и другие изменения и дополнения в Правила регистрации актов гражданского состояния, направленные на дальнейшее совершенствование и повышение качества и эффективности предоставление правовой помощи гражданам.
Иными словами, проводимые в сфере реформы служат предоставлению органами ЗАГС квалифицированной юридической помощи и решению вопросов граждан при регистрации актов гражданского состояния.
Г. ЭШОНХОНОВА, старший инспектор отдела ЗАГС г. Чирчика.
gazetachirchik@umail.uz
|
|