|
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ
Наверное, хоть раз в жизни каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приобретенная бытовая техника или оборудование перестают работать в первый же месяц. Конечно, сегодня любой покупатель, даже не обладающий юридическим образованием, знает, что при покупке техники и оборудования, на приобретаемую продукцию необходимо требовать гарантийный талон. Права потребителей закреплены в статье 11 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", где говорится, что "на все виды товаров длительного пользования и услуги изготовитель (исполнитель) должен устанавливать гарантийный срок…
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить нормальную работу (применение, использование) товара (услуги), в том числе комплектующих изделий в течение гарантийного срока…
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение гарантийного срока и срока его службы, организовать ремонт и техническое обслуживание товара, выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такового - в течение десяти лет с момента снятия товара с производства…"
Кроме того, в статье 13 того же закона говорится о том, что "потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать: замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; расторжения договора с возмещением понесенных убытков".
Казалось бы, все яснее ясного: вам дают гарантию, а если в течение гарантийного срока приобретенное оборудование дало сбой - вам должны его отремонтировать, заменить, либо вернуть деньги. Однако опыт тех потребителей, которые пытались в данном случае воспользоваться своими правами, доказывает, что не всегда все так просто и легко.
При покупке аккумулятора в специализированном магазине "Петров ойл", Серверу Я., как и полагается, выдали гарантийный талон на приобретенное оборудование. В талоне продавец определил гарантийный срок на аккумулятор - 3 месяца. Однако не прошло и месяца, как новый аккумулятор перестал работать. С просьбой отремонтировать, либо заменить неисправный аккумулятор Сервер Я. обратился в магазин. Но здесь его даже не стали слушать, при этом обвинив потребителя в том, что он чуть ли не намеренно испортил купленное оборудование. В течение нескольких дней обманутый потребитель пытался достучаться до директора магазина "Петров ойл", но так ничего и не добился. Тогда обманутый потребитель обратился с жалобой в городское общество по защите прав потребителей.
- Лишь только взявшись за это дело, мы сразу обнаружили ряд нарушений в работе "Петров ойл", - рассказывает специалист городского общества по защите прав потребителей Салават Зарипович Айбушев. - Так, мы выяснили, что Джизакский аккумуляторный завод (именно там был изготовлен купленный аккумулятор) устанавливает на свою продукцию гарантийный срок до 24 месяцев. Владелец магазина по необъяснимой причине сократил этот срок всего до 3 месяцев. Официальное письмо с завода-изготовителя подтвердило, что полномочий на сокращение гарантийного срока на продукцию у продавца не было. Кроме того, нами было доказано, что аккумулятор, приобретенный Сервером Я., действительно был неисправен, и произошло это не по вине потребителя. Результатом нашей работы стало то, что, несмотря на все попытки В. Петрова уйти от ответственности, ему все-таки пришлось вернуть Серверу Я. стоимость купленного оборудования.
Кроме того, дело В. Петрова было передано в государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства. Надеемся, что этот случай послужит наукой не только владельцу магазина "Петров ойл", но и другим недобросовестным предпринимателям, - продолжает С. З. Айбушев.
Государство уделяет много внимания защите прав потребителей. Созданные в республике и регионах общества по защите прав потребителей помогают в решении спорных вопросов. Однако ситуация меняется очень медленно. Почему так происходит?
Продавцы могут себе позволить нарушать наши права, ведь мы, потребители, чаще всего сами предоставляем им такую возможность. Происходит это и из-за незнания своих прав, толи из-за кажущейся экономической нецелесообразности - не хочется влезать "во все тяжкие" из-за каких-то пяти - десяти (здесь у каждого свой "потолок") тысяч сумов! Лень или робость, так же, не исключаются. Вот и носим раз в неделю свои новые сапоги в ремонт; покупаем новый мобильник, потому что "старый", не проработав и года, сгорел без видимой причины; или же, оплачиваем химчистку салона своего автомобиля, измазанного руками сотрудника автосервиса - перечислять можно долго.
От выше перечисленных примеров не застрахован никто, но бывают и такие случаи, когда потребитель сам как бы напрашивается на обман. Так, собравшись поменять рамы, одна из жительниц Чирчика нашла фирму, занимающуюся изготовлением и установкой рам, сделала предоплату и спокойно стала ждать, когда же ее заказ выполнят. Но когда рамы наконец-то привезли, выяснилось, что сделаны они вкривь и вкось, ни одна из них не подходит к оконным проемам. Здесь бы женщине и задуматься. Но… Она потребовала фирму-изготовителя переделать рамы, а когда директор этой фирмы сказал, что для этого необходимы кое-какие материалы, она для оплаты этих материалов, не задумываясь, передала ему свою пластиковую карточку, сообщив пин-код.
Стоит ли говорить о том, что недобросовестный продавец в полной мере воспользовался доверчивостью женщины, практически обнулив карточку в своих нуждах. При этом своих рам женщина так и не дождалась. И только тогда, поняв, что ее обманули, женщина начала свое хождение по инстанциям с просьбой наказать обманщика и вернуть ей деньги. Однако ни в прокуратуре, ни в налоговой инспекции, помочь оказались не в силах. С последней надеждой, по рекомендации знакомых, женщина обратилась в чирчикский комитет по защите прав потребителей.
- В этом деле, нам пришлось приложить немало усилий, чтобы выяснить, где, когда и на что были потрачены деньги с пластиковой карточки, - вспоминает С. З. Айбушев. - Ну а после сбора всех необходимых материалов, недобросовестный продавец, даже не пытался отпираться. На сегодняшний день, он уже вернул обманутой женщине залог, который она вносила за рамы, при этом выплатив еще и неустойку. И, кроме того, в ближайшее время он обязался выплатить все деньги, снятые с карточки.
У этого дела - счастливый финал, хочется только надеяться, что в дальнейшем эта женщина не будет столь доверчивой и легковерной. Однако, ведь немало и таких случаев, которые заканчиваются не столь удачно и в большинстве своем по уже указанным выше причинам - пассивность потребителей в отстаивании свои законных прав. Вот и получается, что защита прав потребителей - дело в первую очередь самих потребителей!
Ю. БОНДАРЕНКО.
gazetachirchik@mail.ru
|
|