|
НЕЛЕГКО БЫТЬ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ
Как часто в нашем желании быть дисциплинированными потребителями мы встречаем как минимум два препятствия. Это отсутствие денег и неумолимая бюрократическая машина. И если первое препятствие мы преодолеваем, пусть и с трудом, то второе преодолеть бывает просто не в силах…
Несмотря на то, что долги населения перед коммунальными службами города огромны, далеко не все граждане попадают под категорию "злостных неплательщиков". И, в первую очередь, к группе законопослушных чирчикцев можно отнести пенсионеров, которые всегда оплачивают коммунальные услуги. Есть и ряд других чирчикцев, которые дисциплинированы в этом отношении. Кто-то даже делает предоплату, чтобы чувствовать себя спокойно и не попасть в долговую яму. Однако здесь они и наталкиваются порой на тот пресловутый бюрократизм, особенно если это касается оплаты с помощью пластиковых карточек. К примеру, ряд терминалов прекратил прием оплаты услуг уже 30 декабря 2008, а начал только с 5 января 2009. И это при том, что в городе активизирована работа по сбору дебиторской задолженности.
Однако оплата коммунальных услуг - это только одна из основных обязанностей законопослушного потребителя. Ведь есть еще требования, которые вводятся в обязанность потребителю по мере необходимости. Это относится и к установке электронных счетчиков, и к поверке газовых счетчиков и к содержанию других технических средств жилищно-коммунального пользования..
Думаю, каждый третий потребитель, который хочет вовремя поставить счетчик или поверить его, сталкивается с бюрократической волокитой. И этим уже никого не удивишь. Чирчикский сервис оставляет желать лучшего.
С чего же все начинается? Например, с вашего заявления о желании поверить газовый счетчик, если он эксплуатируется в течение четырех лет. Его поверка просто необходима.
- Процедура поверки газовых счетчиков не сложная,, - отмечает главный инженер "Чирчикшахаргаз" А. А. Халмухамедов. - Квартировладелец обращается с письменным заявлением в "Чирчикшахаргаз". По его заявке должен придти слесарь с удостоверением. Он снимет счетчик, выпишет квитанцию на 4682 сумов, которые тут же надо будет уплатить, и отдаст счетчик хозяину, предварительно условившись о дне последующей после поверки установки. Владелец счетчика должен придти в мастерскую, которая расположена на территории "Чирчикшахаргаза", заплатить за поверку счетчика и на следующий день забрать его у мастеров. Слесарь установит поверенный счетчик и поставит пломбу.
В идеале на всю процедуру должно уходить немного времени. Однако на практике процедура поверки счетчика может затянуться. И, прежде всего, это связано с нерациональным использованием рабочего времени и трудовых ресурсов организации. И не последнюю роль в этой проблеме играют сами потребители, которые нередко не открывают слесарям двери, а также ширкаты и махаллинские комитеты. Ведь если грамотно организовать процедуру поверки счетчиков (например, организованно сдать счетчики целым домом или хотя бы подъездом), то и время потребителей, и трудовые ресурсы сотрудников "Чирчикшахаргаза" будут использоваться рационально. Если слесарь по заявке обслужит не одну квартиру, а целый подъезд, то он и время сэкономит, и упростит учет поверенных счетчиков. Впрочем, некоторые ширкаты и махаллинские комитеты так и делают. Но их мало. Тем не менее, пример такой организованной работы чирчикцы могли наблюдать, когда в прошлом году ДПП "Сувокова" устанавливал счетчики на горячую и холодную воду. Тогда сотрудники ДПП "Сувокова" могли обслужить несколько домов в день. Удачный опыт можно было бы использовать и в случае поверки газовых счетчиков. Однако почему-то мобилизовать силы махалли, ширкатов, жильцов в данном случае оказывается гораздо сложнее.
Вот и получается, что ваше письменное заявление может рассматриваться в течение нескольких дней вместо оговоренного трехдневного срока и вовсе не потому, что его не успели рассмотреть, а потому что нет возможности удовлетворить вашу заявку, так как штат сотрудников "Чирчикшахаргаза" ограничен. Слесари могут быть заняты, выполняя заявки потребителей в других районах города, и им просто не по пути. Но если бы ваша заявка была коллективной, у нее было бы больше шансов быть удовлетворенной гораздо быстрее. Бывает и так, что слесарь приходит к вам без предупреждения именно тогда, когда вас не бывает дома. И здесь опять же сказывается неважная организация, ведь в вашем письменном заявлении вы указываете контактный телефон и не один. И здесь уже сказывается некомпетентность отдельных людей, которые пусть несознательно, но затягивают процедуру поверки.
Поэтому рабочие люди вынуждены брать неделю без содержания, потому что именно столько времени по большому счету требует "бюрократический минимум". И это при условии, что они будут заниматься только этим вопросом. Поэтому необходимо запасьтись терпением и здоровьем, которые обязательно понадобятся в стремлении быть законопослушным и исполнительным потребителем.
Понятно, что пенсионерам этих качеств необходимо в два раза больше. Их особенно жаль в этой ситуации, ведь в такую "нелетную погоду" они вынуждены ехать, а чаще всего идти (потому что не каждый пенсионер в состоянии тратиться на дорогу) и отвозить на поверку счетчик в то время, как этим вопросом вполне могли бы заняться активисты махаллинского комитета.
Да, бюрократическая машина затягивает. И по законам логики затягивает не одного, а многих.
И, скорее всего, жаловаться куда-то вы не пойдете, а вздохнете с облегчением, что все наконец-то закончилось, и что вы никому ничего не должны. Более того, поиск справедливости займет еще какое-то время. А вы - человек рабочий - и так уже потеряли неделю, а вместе с ней и деньги, которых не заработали. Захотите ли вы и дальше это делать, вот в чем вопрос? Однако именно от нас зависит то, каким будет качество предоставляемых услуг, и насколько професси-ональным будет подход пре-доставляющих эти услуги. Ведь если мы не станем за-казывать музыку, нам и дальше придется слушать совсем не то, за что мы платим деньги. Так может быть пора законопослушным клиентам начать спрашивать то, что положено по закону?
А закон "О защите прав потребителей" гласит, что "потребитель имеет право на свободный выбор и надле-жащее качество услуги, ее безопасность, возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных неправомерным действием (бездействием) исполнителя" (статья 4). Бо-лее того, статья 19 этого же документа детализирует права потребителей при нарушении условий договора о выполнении работы, ока-зании услуги. Так, исполни-тель обязан оказать услугу в срок, объеме и качестве, ус-тановленные правилами ока-зания отдельных видов услуг или договором. Поэтому если исполнитель ( в нашем случае "Чирчикшахаргаз") гаранти-рует рассмотреть вашу заявку на поверку счетчика в трех-дневный срок, то так и должно быть. Закон на вашей стороне, уважаемые потре-бители. Только остаивать ваши права за вас никто не будет.
М. ЮСУПОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|