|
ГОД ПРОШЕЛ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Не секрет, что коммунальные вопросы у чирчикцев в особом "почете". Многоэтажный городской дом по числу жителей - то же, что целая деревня. Вот почему неполадки и сбои в жизнеобеспечении даже одного только дома вызывают столь бурную и острую реакцию, а ситуация в жилищно-коммунальной сфере волнует абсолютно всех горожан. Именно поэтому два последних года редакция газеты в рамках выполнения проекта "Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве" на основе гранта общественного фонда поддержки независимых средств массовой информации и информационных агентств в каждом номере публиковала материалы на эту тему. Цель этих публикаций - способствовать жилищному самоуправлению. Так что же изменилось за это время? У каждого дома должен быть хозяин. Экономические законы упрямо диктуют: стоимость квартиры зависит не только от ее внешнего вида и технического состояния. На цену, как известно, влияют различные факторы: чистота домов и подъездов, благоустройство территории и даже пейзаж за окном. Всего в городе созданы и действуют 44 товариществ частных собственников жилья, три управляющих компании и ассоциация ТЧСЖ.
Анализ минувших лет показывает: те товарищества, которые начали с экономики, сделали упор на разработку и утверждение экономической модели функционирования ТЧСЖ, не только выжили, но и успешно развиваются. Таких товариществ в городе немало. И наиболее "продвинуты" из них, как правило, те, где в составе правлений ТЧСЖ оказались люди определенного склада ума и рода деятельности - опытные экономисты, юристы, бизнесмены. Есть люди, взволнованные судьбой своего дома, оставившие работу, профессию и "переквалифицировавшиеся в домоуправы". Они буквально заболевают жилищными проблемами, бьются за интересы своего дома, часто бескорыстно, и так вгрызаются в законодательство, что им могут позавидовать многие юристы. Те же, кто ограничился формированием "политической среды" внутри дома или группы домов, в лучшем случае засиделись на старте или вовсе потеряли доверие жильцов. Отсюда и не решение накопившихся проблем, а еще большее их накопление. Взять хотя бы все ту же "мусорную" проблему. По данным директора АТП "Чирчик махсустранс" Т. Т. Шамшиметова на 25 августа долг махаллей "Умид" и "Кимегар" составлял 823 тысячи сумов и 273 тысячи сумов, а ТЧСЖ "СМН" - 3292, 8 тысячи сумов, ТЧСЖ "Коммуналчи" - 1354,7 тысячи сумов, ТЧСЖ "Фаравон" - 2892,8 тысячи сумов, ТЧСЖ "Ишонч" - 854,3 тысячи сумов, ТЧСЖ "Истикбол" - 599,2 тысячи сумов, ТЧСЖ "Кувонч" -1478,6 тысячи сумов, ТЧСЖ "Азиз" - 881,7 тысячи сумов. У ТЧСЖ "Чирчик бустон", "Барака сервис", "Тозалик", "Кувонч плюс" - суммы поменьше, но они тоже в числе должников.
Среди причин, создавших задолженность, председатели ширкатов называют несвоевременную оплату услуг квартировладельцами, но чаще всего - это не умение организовать работу, диалог с членами ТЧСЖ, т.е. некомпетентность и равнодушие к своим обязанностям. А отсюда и конечный результат.
Что же делают в этой ситуации квартировладельцы? Чаще всего по-прежнему жалуются. А вот использовать свои права, данные законодательством, не спешат, хотя в законе "О товариществах частных собственников жилья" четко говорится, что квартировладельцы нанимают председателя ТЧСЖ для управления делами своего дома, а значит, вправе и расторгнуть с ним договор, если он не справляется со своими обязанностями. Многие собственники квартир так и не усвоили истину, что именно они являются работодателями для председателя ширката.
"Культивировать" чувство хозяина способствуют регулярные встречи руководителей товариществ частных собственников жилья с владельцами квартир, обсуждение намечаемых планов работ. Однако тут существуют две проблемы.
Первая - это инертность самих собственников, а вторая - амбиции председателей. В результате - кто-то, что-то, где-то сказал, другой не все понял, но пересказал в своей интерпретации и "из мухи получился слон", итогом чего становятся рассказы о том, что ширкатчики все воры и недобросовестные люди.
Работники же товариществ частных собственников жилья, выискивая пути на недостаточные средства выполнить намеченные работы, обижаются на небылицы и на то, что их усилия не ценят. К тому же, и собственникам, и работникам ширкатов зачастую не хватает элементарных знаний, ведь ни в одном колледже города не готовят специалистов-коммунальщиков и приходится им работать "методом проб и ошибок".
Известно: подвести лошадь к ручью можно. Проблема в том, чтобы заставить ее напиться. Еще никому не удавалось это, когда лошадь пить не хотела. Сказка - ложь, да в ней намек. Эта старая байка приходит на ум, когда думаешь о том, почему же так медленно развивается жилищное самоуправление в Чирчике. Ведь законом предоставляются права, причем немалые. В общем, подвели лошадь к ручью. А она - нет, кочевряжится. Не надо мне хорошей жизни. Мне и без этого неплохо.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства "пробуксовывает", поскольку жилищный фонд сегодня сильно изношен, и его техническое состояние оставляет желать лучшего. Большинство граждан имеют низкий достаток и неоднозначно относятся к рынку. Это влечет за собой серьезные социальные проблемы, в том числе неприятие реформ. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги пока не привел к серьезному улучшению их качества.
Различные формы самоорганизации населения в городе являются социальным ресурсом развития жилищно-коммунальных услуг и призваны стать общественным рычагом влияния на качество услуг. Эффективную систему управления многоквартирными домами невозможно создать только силами местной власти. Принимать участие в этой работе должны сами горожане. Однако сложившийся менталитет человека с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг (иждивенца), что влечет за собой непонимание и отторжение процессов, происходящих в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, например - рост тарифов, демонополизация сферы обслуживания и т.д. Формирование чувства собственника у жителей, а соответственно и ответственности за принадлежащее ему имущество и вытекающее из этого полное бремя содержания своей собственности - основная цель, при достижении которой обеспечивается наиболее безболезненное с позиции населения проведение жилищно-коммунальной реформы.
Возьмем, к примеру, частных предпринимателей, выкупивших квартиры на первых этажах многоквартирных домов и переделавших их в предприятия сферы услуг. Многие из них считают, что кафе - это их собственность, а дом - нет. Поэтому и отказываются заключать договора с ТЧСЖ, платить за содержание общих коммуникаций, хотя в статье 6 Закона Республики Узбекистан "О товариществах частных собственников жилья" говорится следующее: "Собственником нежилого помещения в многоквартирном доме является юридическое или физическое лицо, обладающее правом собственности на нежилое помещение в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения является участником долевой собственности на общее имущество. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан нести общие расходы по содержанию и ремонту общего имущества. Доля участия собственника нежилого помещения в общих расходах определяется пропорционально площади нежилого помещения собственника в общей площади дома.
Отношения товарищества с собственником нежилого помещения в многоквартирном доме регулируются договором, заключаемым между ними в обязательном порядке. В случае уклонения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме от заключения договора товарищество вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор".
"Вашими устами да мед пить", - говорят председатели ТЧСЖ. - Нам некоторые даже за использование мусоросборников платить не хотят. Говорят, что у них безотходное производство, или, что они вывозят мусор сами.
К примеру, ЧФ "Сабина и ЧФ "Асадов", расположенные в домах ТЧСЖ "Тохир келажак сервис", по данным председателя Р. Х. Хайриддинова задолжали ширкату 3559213 сумов и 287660 сумов соответственно, а ЧФ "Шамол" - 1198829 сумов. В числе бизнесменов-неплательщиков у Р. Х. Хайриддинова числятся и "Семург парвози" (195297 сумов), фотосалон (497090 сумов), салон красоты "Диера" (170280 сумов), ЧФ "Хакимов (125084 сумов), ЧФ "Чирчик нуфуз" (279338 сумов), ЧФ "Умид бизнес савдо" (98460 сумов). В общем, это около 4 миллионов сумов. А на эти деньги ТЧСЖ могло бы установить хотя бы те же двери в подъездах трех-четырех домов.
Вот такой менталитет у некоторых предпринимателей. Важно зарабатывать деньги для себя, а то, что вокруг - не волнует.
Многоквартирный дом - не только объект собственности, но и место обитания, и если хозяева квартир и предприниматели, расположившиеся свои предприятия сферы услуг, хотят жить и работать в комфортных условиях, то им придется подумать о грамотном управлении многоквартирным домом, его благоустройстве. Пока же дальше возмущений дело чаще всего не двигается.
Так почему по большей части люди все-таки не берутся за благоустройство своих домов и дворов?
Прежде всего, в массовом сознании. Мы долго жили в стране, где можно было надеяться, что кто-то придет и сделает двор чистым и уютным. Отношение к чистоте за пределами квартиры у всех у нас разное. Это хорошо видно в частном секторе: возле одной усадьбы - чисто, аккуратно, рядом с другой пройти невозможно… У нас распространено мнение, что общий двор - это еще не мой двор. За редким исключением, конечно.
Собственники, по большому счету, сами должны заботиться о своем имуществе, лишь тогда управление жилищным фондом будет эффективным. Собственники жилья, заинтересованные в хорошем состоянии и качественной эксплуатации своего недвижимого имущества, объединившись в товарищество, могут не только обеспечить эффективное управление и обслуживание общего имущества, входящего в состав ТЧСЖ, но и получить выгоду от его использования (подвалов, чердаков, придомовых земельных участков и пр.). В принятии решений по управлению общим имуществом товарищество не зависит ни от местных властей, ни от эксплуатационных организаций. Оно руководствуется только здравым смыслом и собственной выгодой.
Всем известно, что только сообща можно добиться значительных успехов. Управление жилыми домами, обслуживание и эксплуатация жилищного фонда - это сложнейшая наука, познать которую удается не многим. Но чтобы изменить что-то к лучшему, необходимо почувствовать себя хозяином, который не только владеет имуществом, но и знает, как его сохранить и приумножить.
Жилье для многих людей - это главный капитал, которым они владеют, а собственник может и обязан быть заинтересован в сохранении, улучшении и приумножении своего имущества. Так что же нам с вами необходимо делать для того, чтобы наш дом был одним из самых лучших?
Необходимо чтобы каждый из нас чувствовал, что не только квартира, но и весь дом, а также прилегающая территория - его собственность, и каждый из нас - его хозяин. Ни председатель, ни правление, а именно каждый. И тогда, повернувшись лицом к нашим общим проблемам, можно что-то исправить.
В. ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|