|
ОТСТАИВАЙТЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ
В течение двух лет редакция газеты "Чирчик" освещала вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Главная цель публикаций этого проекта была в повышении правовой грамотности чирчикцев, которые стали совладельцами многоэтаж-ного дома после приватизации своих квартир, обмен накопленным опытом решения существующих и поныне вопросов. Конечно, за два года реализации проекта положение изменилось. Но остались и проблемы, причем связаны они, прежде всего с получением и оплатой услуг. Как их решать, с помощью каких законов, к кому обращаться за помощью при нарушении прав потребителей? Об этом мы продолжим разговор в новом проекте "Потребитель и производитель: гармонично ли партнерство?!" на основе гранта общественного фонда поддержки и развития независимых средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана.
Для начала посмотрим словарь С. И. Ожегова. А там написано, что потребитель - это лицо или организация, потребляющие продукты чьего-нибудь производства, товары или услуги массового спроса, то есть все мы - потребители, хотим мы этого или нет.
Практически каждый день мы сталкиваемся со сферой торговли и других различных услуг. Не всегда эти взаимоотношения приносят нам радость. Но часто ли мы противимся тому, что нас обвешивают, обсчитывают, продают бракованный товар? Хотя в стране создана мощная законодательная база, гарантирующая потребителям защиту их прав и интересов, защитить их, к сожалению, могут не все. Зачастую виной тому наша пассивность и правовая неосведомленность.
В большинстве своем чирчикцы особо не проявляют активности в деле защиты своих потребительских прав из-за того, что это требует времени и нервов, а еще от закоренелой уверенности, что "все равно ничего не добьешься".
Философы считают: хорошо, что есть люди, которые возмущаются, они своего рода движущая сила прогресса. А народная мудрость гласит: бойся не того, кто говорит, а того, кто молчит. От позиции потребителя зависит очень многое. Опыт многих стран показывает, что на рынке главная фигура - не продавец, не производитель, а потребитель, именно он диктует условия, если, конечно, знает свои права.
В Узбекистане созданы необходимая правовая база и институциональная среда для эффективной защиты прав потребителей. Система защиты прав потребителей действенна и способна обеспечивать и представлять законные интересы потребителей. Эта система во многом основана на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
Защита прав потребителей регулируется законодательством, в частности законами Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О метрологии" и многими другими. Кроме того, на защиту прав потребителей нацелены правила продажи товаров и оказания услуг, утвержденные Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Они охватывают широкий спектр взаимоотношений потребителей с производителями, продавцами продукции, исполнителями, оказывающими услуги.
За защитой потребитель имеет право обратиться в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке предпринимательства и конкуренции или его территориальные управления, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также в другие специально уполномоченные органы по защите прав потребителей, в местные органы власти или непосредственно в суд.
К примеру, вот текст статьи 13 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", принятый еще в 1996 году. Она называется " Права потребителя при продаже ему товара с недостатками":
"Потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать:
замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
расторжения договора с возмещением понесенных убытков.
Потребитель может реализовать указанные права, если недостатки обнаружены в течение:
гарантийного срока либо срока годности товара;
шести месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены;
двух лет со дня передачи потребителю недвижимого имущества, если более длительные сроки не предусмотрены договором;
срока, установленного правительством Республики Узбекистан для сезонных товаров.
При обнаружении потребителем недостатков в проданных ему изделиях, входящих самостоятельными элементами в наборы, гарнитуры, комплекты, комплексы и имеющие самостоятельные цены, он вправе предъявлять требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, как в отношении всего набора, гарнитура, комплекта, комплекса, так и самостоятельно входящих в него элементов, имеющих недостатки.
Требования, изложенные в части первой настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу.
Требования потребителя рассматриваются при предъявлении им кассового или товарного чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - надлежаще оформленного технического паспорта или иного заменяющего его документа.
В случае утраты потребителем технического паспорта его восстановление осуществляется в соответствии с законодательством.
Недостатки, обнаруженные в товаре, устраняются изготовителем. Взаимоотношения изготовителя и продавца регулируются договором".
Пока люди не будут знать тонкостей хотя бы Закона "О защите прав потребителей", они не смогут правильно строить свои взаимоотношения с производителями, работниками торговли и сферы услуг, не смогут противостоять нарушениям потребительских прав в условиях рыночной экономики. Ведь этот закон был принят еще в 1996 году, однако по сей день не многие знают, как защитить свои права, а этим пользуются не-добросовестные производители, работники сфер торговли и услуг.
До недавнего времени практически в каждом магазине встречались объявления такого содержания: "Купленный товар обмену не подлежит". Сейчас подобные предупреждения делаются редко, потому что работники торговли знают, что согласно закону "О защите прав потребителей" не только некачественный товар, но и тот, что не устраивает покупателя по каким-либо другим параметрам, должен подлежать обмену при условии наличия кассового чека или другого подтверждающего факт купли документа.
Бывает, что купленный товар не подходит по цвету, размеру и т. д. В таких случаях покупатель имеет право обменять его в том же месте на другой. Но только при условии, что товаром не пользовались. Товар необходимо вернуть с упаковкой и всеми документами о его продаже. Это касается всех видов товаров, в том числе некачественных продуктов питания. Поэтому необходимо сохранять чеки и требовать их выдачи у продавцов.
Если дорогостоящая покупка была сделана на базаре необходимо брать с продавца расписку. Закон защищает всех потребителей, независимо от того, где сделана покупка, но при условии подтверждающего документа. Таковой является расписка продавца рынка, который обязан давать о товаре достоверную и полную информацию. Эти правила распространяются на магазины, рынки, уличные торговые точки. Продавец, наряду с инструкцией об использовании товара на доступном языке (узбекском или русском), обязан давать дополнительно и устную - об особенностях товара, условных знаках, использу-емых в международном плане, и прочему. Кроме того, продавец обязан правильно строить взаимоотношения с производителем или поставщиком. У него всегда должна быть запасная партия товара, которую можно использовать для обмена. Продавец не имеет права навязывать покупателю в дополнение к купленному товару еще и другие. Точно так же, как нельзя навязывать какие-нибудь лотереи в дополнение к пенсии или к заработной плате. Или навязывание каких-либо других услуг за оплату в остальных сферах.
К примеру, водитель приезжает на заправочную станцию, чтобы купить бензин, а ему в обязатель-ном порядке протирают лобовое стекло и требуют дополнительную плату. Это явное нарушение закона, и потребитель должен отстаивать свои права. Вообще, среди населения бытует ошибочное мнение, что закон "О защите прав потребителей" распространяется лишь на сферу торговли. Нет, он охватывает все сферы, с которыми мы каждый день сталкиваемся.
9 апреля 2008 года в соответствии с законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", установлены новые нормативы, которые создали прочную основу для пресечения просроченной продукции. Данный закон призван резко сократить производство и реализацию товаров без указания даты выпуска, срока годности и условий хранения, повысить ответственность производителей (исполнителей, продавцов) за качество изготовляемой продукции (работ, услуг), а также способствовать недопущению безосновательно взимать плату от потребителей за непредоставленные услуги.
Во многих случаях изготовители указывают лишь срок годности товаров, не обозначая при этом дату их выпуска. Раньше лица, принимавшие их для реализации и продажи, не привлекались к ответственности. Подобные случаи служили причиной того, что на прилавках появлялась непригодная для употребления продукция. Теперь же, на основе вышеуказанного закона продавцам запрещается принимать и осуществлять реализацию товаров, на которых не указана дата производства. Лица, допускающие правонарушения, будут привлекаться к ответственности. Такие меры помогают потребителям получать полную информацию о сроке годности и качестве приобретаемого товара, препятствуют реализации просроченной продукции. Вместе с тем, определенные в документе норма-тивы, запрещающие взимать плату за неоказанные услуги, обязывают лица, предоставляющие услуги, качественно обслуживать клиентов.
Сегодня в Узбекистане потребитель может отстоять свои законные интересы. Помочь в этом могут как уполномоченные госструктуры, стоящие на страже прав потребителей, так и общественные организации. Правовая защищенность потребителей становится еще одним элемен-том построения правового гражданского общества. Однако каким бы совер-шенными не были законы, если их не знать и не уметь грамотно защищать свои потребительские права, они не смогут достигнуть поставленных целей. Не-укоснительное исполнение законов, соблюдение гражданских прав во многом будет зависеть от самих потребителей, займут ли они принципиальную позицию или уйдут в сторону, дожидаясь, что без их участия решит кто-либо другой существующие проблемы.
Если сами граждане не научатся себя защищать, то ни государству, ни обществу этого сделать не под силу. Люди сами должны быть грамотными, принципиальными и уметь отстаивать свои права.
В. ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|