|
В ЦЕЛЯХ ИСКОРЕНЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КОРРУПЦИИ
Принятый Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Узбекистане" от 27 мая текущего года направлен на повышение эффективности системы борьбы против коррупции в нашей стране, создание более благоприятной инвестиционной и деловой среды, на повышение и укрепление положительного имиджа страны на международной арене.
На основании данного Указа принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы, и утвержден обновленный состав Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции.
Необходимо отметить, что безусловное исполнение Указа Президента имеет важное значение в процессе осуществления задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и ежегодных государственных программах, принятых на основе Стратегии. В частности, в Государственной программе текущего года запланировано претворение в жизнь ряда таких документов, как "Концепция социально-экономического развития страны до 2030 года", "Стратегия развития отраслей, способных дать мощный толчок развитию экономики", Стратегия развития национальной цифровой экономики "Цифровой Узбекистан - 2030". С этой точки зрения, соответствующие министерства и ведомства при разработке подобных документов, безусловно, исходя из установленных Указом требований, будут обязаны воплотить эти требования в разрабатываемых стратегических документах, так как своевременное и результативное воплощение этих мер в жизнь непосредственно связано с устранением любых проявлений коррупции.
Для обеспечения исполнения Государственной программы по противодействию коррупции на 2019-2020 годы будет целесообразным внедрить в деятельность государственных органов элементы цифровой экономики. Приход современных передовых технологий в ту или иную отрасль экономики не только обеспечит сотрудничество государства с населением и представителями бизнеса, но и ликвидирует "теневую" экономику. Иными словами, все сведения, всякая информация в сфере экономики будет открытой и доступной для всех. Кроме того, переход на безналичный расчет, как это делается в развитых государствах, создаст в будущем базу для предотвращения случаев коррупции.
Для этого, безусловно, государству необходимо разработать единые принципы развития информационных систем, наладить непрерывную связь с каждой информационной системой в данной сфере, расширить объем предоставляемых государственных услуг и более эффективно использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий в процессе межведомственного электронного сотрудничества.
Вместе с тем, в целях внедрения современных информационных систем в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, оказания коммунальных услуг, туризма и т.д., внедрения программных продуктов и баз данных, а также эффективного управления городской и региональной инфраструктурой, опираясь на предпосылку, что система "Цифровое правительство" является неотъемлемой составной частью цифровой экономики, создание системы "Умный город", дальнейшее расширение системы оказания электронных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства будут способствовать обеспечению открытости и прозрачности деятельности государственных организаций и учреждений. Результаты ряда исследований, проведенных авторитетными международными организациями и экспертами, подтверждают то, что подобные меры, увеличив внутренний валовый продукт нашей страны как минимум на 30 процентов, помогут резко снизить уровень коррупции.
Немаловажным аспектом в данном вопросе является и то, что, согласно Указу, с 1 августа текущего года в виде эксперимента начнется осуществление проекта "Зона - без коррупции" в сферах капитального строительства и образования, которые наиболее подвержены проявлениям коррупции.
В рамках данного проекта, безусловно, будет проводиться системная работа по достижению конкретных целей и результатов, намеченных межведомственной комиссией. То есть, в каждой из вышеуказанных сфер не останется без внимания ни одно обстоятельство, способное благоприятствовать коррупции. Будут охвачены все вопросы (в сфере капитального строительства, к примеру), начиная с выделения земельных участков, поставок строительных материалов из-за рубежа (с момента их покупки до доставки на территорию нашей страны), и заканчивая выделением государственного жилья на основе принципа социальной справедливости.
В сфере образования проект охватит вопросы, начиная с приема в дошкольные образовательные учреждения, и заканчивая уровнем качества, предоставляемого на различных этапах обучения. К примеру, если мы обратим внимание на международную практику, то каждому выпускнику учебного заведения, в зависимости от уровня полученных знаний, выдается диплом, либо сертификат. Иными словами, выпускники того или иного учебного заведения, в зависимости от интеллектуальных способностей, получают различные дипломы (высшей, средней, низшей категории). Кроме того, за рубежом не практикуются "искусственные" экзамены по предметам, не имеющим отношение к выбранной специальности: от учащегося или студента требуется в совершенстве знать свою область знаний.
Другими словами, это означает, что при профилактике такого зла, как коррупция, необходимо уделять особое внимание и таким факторам.
В конечном итоге, только всесторонний и основательный анализ не только последствий коррупции, но и ее корней, подлинной ее сущности и причин ее появления, сможет обеспечить ожидаемый результат.
Э.ТУЛЯКОВ, исполнительный директор Центра "Стратегия развития", член Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции.
gazetachirchik@umail.uz
|
|